Базовые детали двигателя ЗМЗ-409 автомобиля УАЗ-Патриот, УАЗ Хантер

Базовые детали двигателя ЗМЗ-409 автомобиля УАЗ-Патриот, УАЗ Хантер УАЗ Патриот

Блок цилиндров двигателя ЗМЗ-409 автомобилей УАЗ-Патриот, УАЗ Хантер — чугунный, выполнен в виде моноблока с картерной частью опущенной ниже оси коленчатого вала.

Описание

Между цилиндрами в верхней плите имеются прорези для охлаждающей жидкости. В нижней части блока расположены пять гнезд коренных подшипников. Крышки подшипников обрабатываются в сборе с блоком цилиндров и поэтому они не взаимозаменяемы.

Головка цилиндров двигателя ЗМЗ-409 автомобилей УАЗ-Патриот, УАЗ Хантер отлита из алюминиевого сплава, имеет два впускных и два выпускных клапана на каждый цилиндр. В верхней части головки цилиндров размещены два распределительных вала.

Отверстия под свечи зажигания находятся в центре камер сгорания. Поршень двигателя ЗМЗ-409 (УАЗ-Патриот, УАЗ Хантер) — отлит из алюминиевого сплава с кольцевой терморегулирующей вставкой, юбка выполнена с бочкообразным вертикальным профилем и микрорельефом для улучшения приработки и снижения потерь на трение.

На днище каждого поршня сделаны четыре цековки, которые предотвращают касание (удары) о днище поршня тарелок клапанов при нарушении фаз газораспределения.

Поршневые кольца ЗМЗ-409 — устанавливаются по три на каждом поршне: два компрессионных и одно маслосъемное. Наружная поверхность верхнего компрессионного кольца, прилегающая к цилиндру, покрыта слоем пористого хрома, нижнего кольца — слоем олова или вся поверхность кольца фосфатирована.

Маслосъемное кольцо состоит из чугунного кольца коробчатого типа с рабочими поясками, покрытыми хромом, и пружинного расширителя. Коленчатый вал ЗМЗ-409 автомобилей УАЗ-Патриот, УАЗ Хантер отлит из высокопрочного чугуна, пятиопорный, имеет для лучшей разгрузки опор восемь противовесов. Носок и хвостовик вала уплотняются самоподжимными резиновыми сальниками.

Вал динамически сбалансирован.

Осевое перемещение вала ограничено двумя шайбами 3, расположенными по обе стороны среднего (третьего) коренного подшипника. Каждая из упорных шайб состоит из двух полушайб: верхней и нижней. Направление вращения коленчатого вала — правое.

Средний (упорный) подшипник коленчатого вала ЗМЗ-409 автомобилей УАЗ-Патриот, УАЗ Хантер

Средний (упорный) подшипник коленчатого вала ЗМЗ-409 автомобилей УАЗ-Патриот, УАЗ Хантер

  • 1 — блок;
  • 2 — вкладыши подшипника;
  • 3 -упорные шайбы;
  • 4 — крышка подшипника;
  • 5 — вал коленчатый.

На переднем конце коленчатого вала ЗМЗ-409 устанавливаются: ведущая звездочка 5, шкив — демпфер со ступицей 2 и храповик 1.

Передний конец коленчатого вала ЗМЗ-409 автомобилей УАЗ-Патриот, УАЗ Хантер

Передний конец коленчатого вала ЗМЗ-409 автомобилей УАЗ-Патриот, УАЗ Хантер

  • 1 – храповик;
  • 2 – шкив-демпфер со ступицей;
  • 3 – сальник;
  • 4 – крышка цепи;
  • 5 – звездочка;
  • 6 – блок;
  • 7 – вкладыши;
  • 8 – коленчатый вал;
  • 9 – крышка подшипника;
  • 10 – масляный картер;
  • 11 – пробка уплотнительная;
  • 12 – стопорная шайба храповика.

На заднем конце коленчатого вала, после установки вала в блок и заднего сальника на вал, крепится маховик 6.

Задний конец коленвала ЗМЗ-409 автомобилей УАЗ-Патриот, УАЗ Хантер

Задний конец коленвала ЗМЗ-409 автомобилей УАЗ-Патриот, УАЗ Хантер

  • 1 — вал коленчатый;
  • 2 — вкладыши подшипника;
  • 3 — блок;
  • 4 — сальникодержатель;
  • 5 — сальник;
  • 6 — маховик:
  • 7 — болт маховика;
  • 8 — подшипник;
  • 9 -втулка распорная;
  • 10 — шайба болтов маховика;
  • 11 — картер масляный;
  • 12 — крышка подшипника.

Шатун ЗМЗ-409 — стальной кованый с отверстием подачи масла для охлаждения днища поршня. Крышки шатуна, при переборке двигателя, нельзя переставлять с одного шатуна на другой.

Вкладыши подшипников коленчатого вала и шатунов ЗМЗ-409 — сталеалюминиевые. Верхние вкладыши коренных подшипников с канавками, нижние — без канавок.

Компоненты блока цилиндров ЗМЗ-409 а/м УАЗ-Патриот, УАЗ Хантер

Блоки с пробоинами на стенках цилиндров, с трещинами на верхней плоскости блока и на ребрах, поддерживающих коренные подшипники, с пробоинами на водяной рубашке и картере подлежат выбраковке. В результате естественного износа цилиндры в блоке двигателя ЗМЗ-409 автомобилей УАЗ-Патриот, УАЗ Хантер приобретают по длине форму неправильного конуса, а по окружности — овала.

Наибольшей величины износ достигает в верхней части цилиндров против верхнего компрессионного кольца, при положении поршня в ВМТ; наименьший — в нижней части, при положении поршня в НМТ.

Все цилиндры в одном блоке должны, как правило, обрабатываться под один и тот же ремонтный размер с допуском +0,024…+0,084 мм от номинала, за исключением случаев, когда требуется вывести неглубокие царапины на зеркале цилиндров (в пределах увеличения диаметра цилиндра на 0,10 мм), здесь допускается исправление только дефектных цилиндров.

Ремонт втулок опор промежуточного вала заключается в замене их ремонтными, увеличенной толщины, с последующей расточкой под стандартный или ремонтный размер , в зависимости от степени износа опорных шеек валов. Перед ремонтом опор промежуточного вала демонтировать трубку. При установке ремонтных втулок обеспечить совпадение отверстий масляных каналов.

Расточку опор промежуточного вала ЗМЗ-409 (УАЗ-Патриот, УАЗ Хантер) производить за одну установку для обеспечения соосности. Шейки промежуточного вала шлифуют под ремонтный размер в случае износа, превышающего максимально допустимый. Повреждения резьбовых отверстий, в виде забоин или срыва резьбы менее двух ниток, восстанавливают прогонкой резьбы метчиком нормального размера.

Резьбовые отверстия, имеющие износ или срывы резьбы более двух ниток, ремонтируются нарезанием резьбы увеличенного ремонтного размера, постановкой резьбовых ввертышей с последующим нарезанием в них резьбы нормального размера или установкой резьбовых спиральных вставок, последний способ ремонта наиболее эффективный и менее трудоемкий.

Коленчатый вал ЗМЗ-409 автомобилей УАЗ-Патриот, УАЗ Хантер

При наличии трещин любого характера коленвал ЗМЗ-409 (УАЗ-Патриот, УАЗ Хантер) подлежит выбраковке. Для удаления скопившихся продуктов износа и нагара в полостях шатунных шеек коленчатого вала необходимо вывернуть пробки, промыть в водном растворе каустической соды, нагретом до 80 °С, и металлическими ершами тщательно очистить от продуктов износа и нагара как сами полости, так и каналы масляной магистрали.

После очистки полостей и каналов их рекомендуется промыть керосином, продуть и осушить сжатым воздухом.

При повреждении резьбы в отверстиях до двух ниток ее восстанавливают прогонкой под размер рабочего чертежа. Если сорвано две и более ниток, то ремонт производят:

  • резьба в отверстиях под болты крепления маховика — установкой резьбовых спиральных вставок;
  • резьба в отверстии под храповик — нарезанием ремонтной резьбы;
  • резьбы в отверстиях под пробки — нарезанием ремонтной резьбы.

Шатунные и коренные шейки коленвала ЗМЗ-409 (УАЗ-Патриот, УАЗ Хантер), изношенные в пределах ремонтного размера, шлифуют под ближайший ремонтный размер с допуском, установленным для шеек номинального размера.

Все шейки шлифуют под один ремонтный размер. Острые кромки фасок масляных каналов притупляют конусным абразивным инструментом, а затем шейки подвергают финишированию.

Оцените статью
УАЗ_ЛЮКС