Коробка передач автомобилей УАЗ-3303, УАЗ-3909, УАЗ-2206

Коробка передач автомобилей УАЗ-3303, УАЗ-3909, УАЗ-2206 УАЗ-2206 и УАЗ-3909

Коробка передач автомобилей УАЗ-3303, УАЗ-3909, УАЗ-2206 имеет четыре передачи для движения вперед и одну назад. Задний подшипник ведомого вала КПП двухрядный, шариковый.

Шлицевый конец ведомого вала входит внутрь картера раздаточной коробки и на нем установлена скользящая шестерня включения понижающей передачи раздаточной коробки.

Схема

Коробка передач КПП УАЗ-3303, УАЗ-3909, УАЗ-2206

Рис.1. Коробка передач КПП УАЗ-3303, УАЗ-3909, УАЗ-2206

  • 1 — картер;
  • 2 — шестерня привода промежуточного вала;
  • 3 и 23 — подшипники промежуточного вала;
  • 4 — гайка;
  • 5 — промежуточный вал;
  • 6 — крышка подшипника;
  • 7 — крышка подшипника ведущего вала;
  • 8 — муфта выключения сцепления;
  • 9 — ведущий вал;
  • 10 — гайка;
  • 11 — подшипник крышки;
  • 12 — роликовый подшипник ведомого вала;
  • 13 — муфта синхронизатора;
  • 14 — ведомый вал;
  • 15 — шестерня третьей передачи;
  • 16 — шестерня второй передачи;
  • 17 — шестерня первой передачи;
  • 18 — подшипник ведомого вала;
  • 19 — шестерня привода спидометра ведомая;
  • 20 — шестерня привода спидометра ведущая;
  • 21 — фланец ведомого вала;
  • 22 — болт крепления подшипника промежуточного вала;
  • 24 — ось блока шестерен заднего хода;
  • 25 — стопорный винт оси;
  • 26 — блок шестерен заднего хода;
  • 21 — распорная втулка;
  • 28 — шестерня второй передачи промежуточного вала;
  • 29— шестерня третьей передачи промежуточного вала;
  • 30 — пробка сливного отверстия.

На рис.1. показан продольный разрез КПП УАЗ-3303, УАЗ-3909, УАЗ-2206, а на рис.2. — установка заднего подшипника ведомого вала в картере коробки передач.

Передний шлицевый конец ведущего вала 9 (см. рис.1), являющийся одновременно и валом ведомого диска сцепления, установлен на подшипнике в маховике, а задний конец опирается на подшипник 11, расположенный в картере коробки. Этот подшипник закреплен на ведущем валу гайкой 10, имеющей левую резьбу.

Крышка подшипника ведущего вала имеет буртик, которым крышка центрируется с картером сцепления. На трубчатом конце крышки установлена муфта 8 выключения сцепления.

С ведущим валом КПП УАЗ-3303, УАЗ-3909, УАЗ-2206 находится в постоянном зацеплении шестерня 2 привода промежуточного вала.

Установка заднего подшипника и ведомого вала в картер коробки передач УАЗ-3303, УАЗ-3909, УАЗ-2206

Установка заднего подшипника и ведомого вала в картер коробки передач УАЗ-3303, УАЗ-3909, УАЗ-2206

Рис.2.

  • 1 — картер коробки передач;
  • 2 — пластина крепления раздаточной коробки и коробки передач;
  • 3 — картер раздаточной коробки;
  • 4 — задний подшипник ведомого вала;
  • 5 — ведомый нал;
  • 6 — упорное кольцо;
  • 7 — задний подшипник промежуточного вала;
  • 8 — отверстие для слива масла.

Первую и вторую передачи включают шестерней 17 (см, рис.1), перемещающейся по шлицам ведомого вала 14 третью и четвертую (прямую) передачи — перемещением муфты синхронизатора, а задний ход — блоком шестерен 26 заднего хода.

Шестерни привода промежуточного вала КПП УАЗ-452 и шестерни второй и третьей передач — косозубые, остальные — с прямым зубом. Синхронизатор КПП УАЗ-3303, УАЗ-3909, УАЗ-2206 (рис.3) предназначен для бесшумного (безударного) включения прямой и третьей передач после выравнивания (синхронизации) скоростей вращения включаемой шестерни и ведомого вала.

Работает синхронизатор КПП УАЗ-3303, УАЗ-3909, УАЗ-2206 следующим образом. На конусной поверхности шестерни 1 ведущего вала и шестерни 6 третьей передачи установлены блокирующие бронзовые кольца 9, имеющие снаружи прямые зубья. Такие же зубья сделаны и на венцах ведущего вала и шестерни третьей передачи.

Синхронизатор коробки передач УАЗ-3303, УАЗ-3909, УАЗ-2206

Синхронизатор коробки передач УАЗ-3303, УАЗ-3909, УАЗ-2206

Рис.3.

  • 1— шестерня ведущего нала:
  • 2 — сухарь;
  • 3 — шарик;
  • 4 — пружина;
  • 5 — венец;
  • 6 — шестерня третьей передачи;
  • 7 — ступица синхронизатора;
  • 8-скользящая муфта;
  • 9 — блокирующее кольцо.

На шлицевом конце ведомого вала коробки передач УАЗ-3303, УАЗ-3909, УАЗ-2206 установлена ступица 7 скользящей муфты 8, имеющая на наружной поверхности зубья (одинаковые с зубьями блокирующих колец) и три паза для сухарей 2.

По зубьям ступицы может перемещаться муфта 8 вместе с сухарями, в которых расположены шарики 3, прижимаемые пружинами 4 к канавке в муфте.

При перемещении муфты (для включения третьей или прямой передачи) вместе с ней перемещаются и сухари, концы которых расположены в пазах блокирующего кольца 9, и прижимают его к конусу ведущего вала или шестерни третьей передачи.

При дальнейшем передвижении муфты КПП ее зубья войдут в зацепление с зубьями блокирующего кольца. Вследствие возникающего трения между конусными поверхностями кольца и шестерни будут выравниваться скорости вращения включаемых деталей.

При окончательном включении муфты ее зубья будут без ударов входить в зацепление с зубьями венца ведущего вала или шестерни третьей передачи и обеспечивать бесшумное включение шестерен.

Механизм переключения передач КПП УАЗ-3303, УАЗ-3909, УАЗ-2206

Механизм переключения передач расположен в боковой крышке (рис.4). Для переключения передач в боковой крышке установлены два приводных рычага 14, 16, три штока 3, 4, 7 и вилки 2, 5 и 6.

При вращении приводного рычага 16 выбора муфта 10 перемещается вертикально на валу 9 и может быть установлена в одном из трех положений.

Механизм переключения передач КПП УАЗ-3303, УАЗ-3909, УАЗ-2206

Рис.4. Механизм переключения передач КПП УАЗ-3303, УАЗ-3909, УАЗ-2206

  • 1 — боковая крышка;
  • 2 — вилка заднего хода:
  • 2— шток переключения заднего хода;
  • 4 — шток переключения третьей и четвертой передач;
  • 5 — вилка третьей и четвертой передач;
  • 6 — вилка первой и второй передач;
  • 7 — шток переключения первой и второй передачи;
  • 8 — сапун;
  • 9 — вал переключения передач;
  • 10 — муфта переключения передач;
  • 11 — пружина;
  • 12 — крышка сальника;
  • 13 — сальник;
  • 14 — приводной рычаг переключения;
  • 15 — избирательный рычаг в сборе;
  • 16 — приводной рычаг выбора;
  • 17 — пружина фиксатора;
  • 18 — шарик фиксатора.

При этом кулачок муфты входит в паз вилки включения требуемой передачи. Вращением приводного рычага 14 переключения кулачок муфты передвигается вместе со штоком и вилкой и вводит шестерню в зацепление.

Шарики и пружины, имеющиеся в крышке, предназначены для фиксации штоков при включенных передачах, а замок служит для предупреждения возможности одновременного включения двух передач.

Привод управления коробкой передач автомобилей УАЗ-3303, УАЗ-3909, УАЗ-2206

Привод управления коробкой передач УАЗ-3303, УАЗ-3909, УАЗ-2206 (рис.5,а) состоит из механизма управления, рычага переключения передач, промежуточных рычагов и тяг.

Механизм управления КПП УАЗ-452 смонтирован на коробе воздуховода и соединен тягами с рычагами переключения передач, установленными на боковой крышке коробки.

Привод управления коробкой передач автомобилей УАЗ-3303, УАЗ-3909, УАЗ-2206

Рис.5. Привод управления коробкой передач КПП УАЗ-3303, УАЗ-3909, УАЗ-2206

  • 1— рычаг переключения передач;
  • 2 — фиксатор среднего положения выбора;
  • 3 — выбирающий рычаг механизма;
  • 4 — тяга переключения вертикальная ;
  • 5 — рычаг переключения промежуточный:
  • 6 — рычаг выбора промежуточный;
  • 7 — тяга выбора горизонтальная;
  • 8 — приводной рычаг выбора;
  • 9 — приводной рычаг переключении;
  • 10 — тяга переключения горизонтальная ;
  • 11 — кронштейн промежуточных рычагов;
  • 12 — рычаг выбора промежуточный;
  • 13 — тяга выбора вертикальная;
  • 14 — переключающий рычаг механизма ;
  • 15 — пресс-масленки;
  • 16 — ось рычага;
  • 17 — кронштейн;
  • 18 —уплотнитель механизма.

Положение рычага 1 при переключении передач показано на рис. 5б, а положение приводных рычагов выбора 8 и переключения 9 на боковой крышке коробки передач — на рис.5в.

Оцените статью
УАЗ_ЛЮКС