Рама автомобиля УАЗ-469, УАЗ-31512, 31514 (рис.1) состоит из двух продольных балок 3, соединенных между собой пятью поперечинами. Четыре поперечины приварены к продольным балкам электродуговой сваркой, одна поперечина 8 (вторая спереди) крепится болтами к кронштейнам, приваренным к продольным балкам рамы.
- Рама УАЗ-469, УАЗ-31512, 31514
- Буксирный крюк УАЗ-469, УАЗ-31512, 31514
- Основные размеры рамы УАЗ-469, УАЗ-31512, 31514
- Кузов УАЗ-469, УАЗ-31512, 31514
- Крепление деталей оперения УАЗ-469, УАЗ-31512, 31514
- Детали крепления кузова на раме УАЗ-469, УАЗ-31512, 31514
- Снятие и установка кузова автомобилей УАЗ-469, УАЗ-31512, 31514
Рама УАЗ-469, УАЗ-31512, 31514
Рис.1.
- 1 — опоры кронштейнов передних рессор;
- 2 — поперечина № 1;
- 3—продольная балка;
- 4 и 7 — кронштейны крепления двигателя;
- 5 — усилители продольных балок;
- 6 — передние кронштейны крепления кузова;
- 8 — поперечина N 2;
- 9 — средние кронштейны крепления кузова;
- 10 — поперечина № 3;
- 11 — задние кронштейны крепления кузова;
- 12—поперечина № 4;
- 13 — поперечина № 5;
- 14 — опоры кронштейнов задних рессор;
- 15 — кронштейны крепления задних амортизаторов;
- 16 — кронштейны неподвижных кондов передних рессор;
- 17 — кронштейны;
- 18 — кронштейны крепления оперения кузова.
Все кронштейны к раме приварены, только два кронштейна 16 неподвижных концов передних рессор приклепаны. К задней поперечине рамы УАЗ-469 крепится буксирный прибор (рис.2) двустороннего действия закрытого типа, который снабжен резиновым упругим элементом 4, смягчающим ударные нагрузки при трогании автомобиля с прицепом с места, а также при движении по неровной дороге.
Техническое обслуживание рамы УАЗ-469, УАЗ-31512, 31514 заключается в периодической очистке ее от грязи и проверке внешним осмотром состояния продольных балок, поперечин, кронштейнов, а также сварных, заклепочных и болтовых соединений.
Необходимо периодически тщательно осматривать левую продольную балку рамы в зоне крепления картера рулевого управления на отсутствие трещин. Очень важно следить за состоянием окрашенной поверхности рамы УАЗ-469, УАЗ-31512, 31514 и своевременно подкрашивать места, где нарушен слой краски.
Техническое обслуживание буксирного прибора заключается в периодической очистке его от грязи, проверке его состояния и надежности крепления к задней поперечине рамы, а также смазке трущихся поверхностей согласно указаниям карты смазки.
Буксирный крюк УАЗ-469, УАЗ-31512, 31514
Рис.2 –
- 1-колпак,
- 2-опорная гайка,
- 3-корпус,
- 4-упругий элемент,
- 5-кронштейн,
- 6-буксировочный крюк,
- 7-собачка,
- 8-защелка,
- 9-цепочка,
- 10-болт с гайкой,
- 11- пресс-масленка,
- 12-шайбы,
- 13-шплинт.
Крюк буксирного прибора УАЗ-469, УАЗ-31512, 31514 должен свободно вращаться вокруг своей оси и не иметь при этом ощутимого осевого перемещения в корпусе. Это достигается регулировкой опорной гайки 2 (см. рис.2) стержня крюка.
Защелка должна плотно закрывать зев крюка и надежно запираться собачкой. Смазка трущихся поверхностей шейки стержня крюка и отверстия в кронштейне 5 производится через пресс-масленку 11. Трущиеся поверхности опорной гайки 2 и отверстия в корпусе 3 смазываются смазкой, закладываемой под колпак 1 при сборке буксирного прибора.
При перегрузках автомобиля или в случае аварии в некоторых местах рамы могут появиться перекосы, изгибы, трещины и другие повреждения, требующие ремонта рамы. Кроме того, в процессе эксплуатации возможно ослабление заклепочного соединения кронштейнов передних рессор.
Основные размеры рамы УАЗ-469, УАЗ-31512, 31514
Рис.3.
Перед ремонтом необходимо очистить раму от грязи, тщательно осмотреть ее и выявить все повреждения. Если при осмотре и проверке установлено нарушение правильной формы рамы, то ее необходимо выправить в холодном состоянии при помощи приспособлений.
При этом следует руководствоваться размерами, указанными на рис.3. Кроме того, разность между размерами А и Б не должна превышать 5 мм. После правки рамы УАЗ-469, УАЗ-31512, 31514 необходимо проверить перпендикулярность оси кронштейнов рессор к вертикальной плоскости рамы, а также обратить особое внимание на правильность участка рамы, где крепится картер рулевого управления.
Трещины в деталях рамы необходимо заваривать электродуговой сваркой. Перед заваркой с кромок трещин рекомендуется снять фаски под углом 60°.
При наличии на продольных балках и поперечинах трещин большой длины необходимо дополнительно к заварке трещин приваривать усилитель, наложенный на заваренный участок. Усилитель должен быть плотно пригнан к поверхности поврежденного участка.
Сварной шов трещины перед приваркой усилителя зачистить заподлицо с поверхностью. Усилитель можно приваривать как изнутри, так и снаружи, в зависимости от места трещины и удобства выполнения работы.
Не рекомендуется приваривать усилитель сварным швом, проходящим поперек продольной балки, особенно в вертикальном направлении, так как такой шов ослабляет ее и создает возможность поломки рамы в этом месте.
Для обеспечения большей прочности рамы УАЗ-469, УАЗ-31512, 31514 и сварного шва следует шов делать под углом 45°. Надежность заклепочных соединений проверяют постукиванием по ним молотком. У ослабнувших заклепок при постукивании появляется дребезжащий звук. Если обнаружено ослабление заклепочного соединения кронштейнов передних рессор, то ослабнувшие заклепки необходимо срубить и заменить новыми. При этом отверстия под заклепки следует рассверлить и поставить заклепки большего диаметра.
Перед этим необходимо вырезать в усилителе продольной балки напротив кронштейна окно для доступа к заклепкам с внутренней стороны продольной балки, а после приклепки окно заварить.
Прилегание головки заклепок к поверхности детали должно быть плотным. В случае невозможности ремонта заклепочного соединения заклепки можно заменить болтами с гайками. Ремонт буксирного прибора заключается в замене изношенных и поврежденных деталей. Использование буксирного прибора для буксировки прицепа после исправления погнутых крюка и защелки не допускается. В этом случае поврежденные детали должны быть заменены новыми.
Кузов УАЗ-469, УАЗ-31512, 31514
Корпус кузова автомобилей УАЗ-469, УАЗ-31512, 31514 — металлический, сварной конструкции. В полу кузова УАЗ-469 имеются люки (рис.4), закрываемые крышками, для доступа к агрегатам трансмиссии, стояночному тормозу, пробке заливного отверстия главного тормозного цилиндра, а также к датчикам и приемным трубкам топливных баков.
Рис.4. Расположение люков в полу кузова УАЗ-469
- 1 — крышка уплотнителей педалей;
- 2—крышка люка к пробке наливного отверстия главного тормозного цилиндра;
- 3 — крышки люка коробки передач и раздаточной коробки;
- 4 — крышки люков к датчикам и приемным трубкам топливных баков.
В задней части пола за кожухами задних колес имеются ящики для размещения инструмента и принадлежностей. Ветровая рама — съемная, установлена на кузове на двух петлях и при необходимости может быть откинута в горизонтальное положение на капот до упора в специальные буфера и закреплена на нем ремнями. Двери крепятся к кузову УАЗ-469, УАЗ-31512, 31514 на петлях болтами.
Передние и задние двери каждой стороны взаимозаменяемые. Внутренняя панель каждой двери выполнена открытой и образует вместительный карман для размещения инструмента, принадлежностей и вещей водителя.
Двери имеют металлические надставки, представляющие собой верхнюю съемную часть дверей. Надставки дверей имеют поворотные форточки и неподвижные стекла.
Задний борт УАЗ-469, УАЗ-31512, 31514 — съемный, крепится к кузову на трех петлях и удерживается в закрытом положении запором и держателем запасного колеса. В откинутом положении задний борт поддерживается двумя складными растяжками (ограничителями).
Крепление деталей оперения УАЗ-469, УАЗ-31512, 31514
Рис.5.
- 1 — панель капота;
- 2 — переднее крыло;
- 3 — брызговик колеса;
- 4 — облицовка радиатора;
- 5 — петля капота;
- 6 — предохранитель открывания капота;
- 7 — кнопка замка капота;
- 8 — крючок замка капота;
- 9 — пружина крючка замка;
- 10 — защелка замка капота.
Оперение кузова УАЗ-469, УАЗ-31512, 31514 (рис.5) — съемное, состоит из облицовки радиатора, крыльев и брызговиков передних колес и панели капота. Тент кузова УАЗ-469, УАЗ-31512, 31514 монтируется на металлическом разборном каркасе.
При необходимости тент и его каркас, а также надставки дверей могут быть сняты с автомобиля и уложены в кузов. Передние сиденья водителя и пассажира — раздельные, взаимозаменяемые, имеют регулировку положения по длине в пределах ±40 мм и угла наклона спинок в пределах 6°30′.
Заднее трехместное сиденье — складное, с двумя раздельными спинками, может быть сложено к спинкам передних сидений. Спинки сиденья в откинутом положении удерживаются двумя фиксаторами, закрепленными на бортах кузова.
Кроме того, имеются два дополнительных откидных одноместных полужестких сиденья, расположенных по боковым бортам сзади трехместного сиденья. Отопление кузова УАЗ-469, УАЗ-31512, 31514 обеспечивается как при движении автомобиля, так и при его стоянке. Для отопления используется горячая вода, поступающая в радиатор отопителя кузова из системы охлаждения двигателя.
Поток теплого воздуха, прошедший через радиатор, распределяется на обдув ветрового стекла, обогрев ног водителя и переднего пассажира, а также заднюю часть помещения кузова. Поток теплого воздуха можно полностью направить на обдув ветрового стекла.
Вентиляция кузова УАЗ-469, УАЗ-31512, 31514 осуществляется через вентиляционный люк передка при выключенном или включенном вентиляторе отопителя, а также через поворотные форточки. В жаркое время года могут быть сняты надставки дверей.
Детали крепления кузова на раме УАЗ-469, УАЗ-31512, 31514
Рис.6.
- 1—болт М10Х100
- 2— распорная втулка подушек;
- 3 — верхняя подушка;
- 4—нижняя подушка;
- 5 — шайба, 6 — гайка, 7 — фиксатор болта;
- 8 — болт М10Х90, 9—опора заднего пола.
Крепление кузова УАЗ-469, УАЗ-31512, 31514 с оперением в сборе на раме производится на резиновых подушках двойного действия в 12 точках при помощи болтов (рис.6). Кроме того, имеются две опорные точки в виде резиновых буферов, расположенных на задней поперечине рамы в зоне заднего пола кузова.
Снятие и установка кузова автомобилей УАЗ-469, УАЗ-31512, 31514
Для снятия кузова УАЗ-469, УАЗ-31512, 31514 с рамы или для его установки необходимо пользоваться подъемным устройством с цепями, имеющими на концах крючки.
Для зацепления крючков в кузове предусмотрены отверстия в передних и задних стойках, которые закрываются резиновыми заглушками. Кузов можно снимать с автомобиля вместе с оперением, а также предварительно сняв оперение. При установке кузова на раму необходимо следить за правильностью установки резиновых подушек в отверстиях поперечин и кронштейнов рамы и наличием распорных втулок.
При креплении кузова УАЗ-469, УАЗ-31512, 31514 гайки болтов должны быть затянуты до отказа (до упора шайб подушек в распорные втулки) и законтрены контргайками. Кузов следует снимать и устанавливать на шасси автомобиля при снятом рулевом механизме и снятых крышках люка коробок.
В случае снятия и установки кузова с оперением в сборе во избежание повреждения радиатор необходимо наклонить к лопастям вентилятора, предварительно ослабив болты крепления его к раме.