Система охлаждения УАЗ-469, УАЗ-31512, 31514 и ее комплектующие

Система охлаждения УАЗ-469, УАЗ-31512, 31514 и ее комплектующие УАЗ-469

Система охлаждения двигателя УАЗ-469, УАЗ-31512, 31514 (рис.1) —жидкостная, закрытая, с принудительной циркуляцией. Наивыгоднейший температурный режим работы двигателя — 80— 95° С.

Эта температура поддерживается при помощи автоматически действующего термостата и жалюзи, управляемыми водителем.

Схема охлаждения УАЗ-469, УАЗ-31512, 31514

Рис.1. Схема охлаждения УАЗ-469, УАЗ-31512, 31514

  • 1 — радиатор;
  • 2 — вентилятор;
  • 3 — выпускной патрубок;
  • 4 — термостат;
  • 5 — водораспределительная труба;
  • 6 — отверстие водораспределительной трубы;
  • 7— головка цилиндров;
  • 8 — прокладка;
  • 9 — блок цилиндров;
  • 10 и 12 — спускные краники; И — крыльчатка водяного насоса;
  • 13 — приемный патрубок;
  • 14 — шкив;
  • 15 — перепускной канал.

В системе охлаждения УАЗ-469, УАЗ-31512, 31514 для контроля температуры жидкости в щитке приборов имеется электрический указатель, датчик которого установлен в кронштейне водяного насоса. Кроме того, в панели приборов установлена сигнальная зеленая лампочка, загорающаяся при повышении температуры жидкости до 92—98° С.

Датчик этой лампочки установлен в верхнем бачке радиатора УАЗ-469, УАЗ-31512, 31514. При загорании сигнальной лампочки надо открыть жалюзи. Если же жалюзи были открыты, то немедленно остановить автомобиль и устранить причины перегрева (долить воды, увеличить натяжение ремня вентилятора и т. д.).

Водяной насос (помпа) УАЗ-469, УАЗ-31512, 31514 (рис.2) — центробежного типа, приводится в действие клиновидным ремнем от шкива коленчатого вала. Полость насоса уплотняется при помощи резинового манжета 8, плотно прижимающегося пружиной 9 к шайбе 7 и валу 2 насоса.

Водяной насос (помпа) УАЗ-469, УАЗ-31512, 31514

Водяной насос (помпа) УАЗ-469, УАЗ-31512, 31514

Рис.2.

  • 1 — гайка;
  • 2—вал насоса;
  • 3— корпус насоса;
  • 4— контрольное отверстие подшипников;
  • 5 — пресс-масленка;
  • 6 — распорная втулка;
  • 7— текстолитовая шайба;
  • 8 — резиновый манжет;
  • 9 —пружина;
  • 10 — крыльчатка; И — болт;
  • 12 — контрольное отверстие для стока воды;
  • 13 — подшипники.

Ремонт помпы (водяного насоса) УАЗ-469, УАЗ-31512, 31514

Характерными неисправностями водяного насоса УАЗ-469, УАЗ-31512, 31514 являются: течь воды через сальник крыльчатки в результате износа текстолитовой уплотняющей шайбы или разрушения манжета сальника, износ подшипников, обломы и трещины крыльчатки водяного насоса.

Подтекание воды из помпы устраняют заменой текстолитовой уплотняющей шайбы и манжета. Для замены указанных деталей необходимо снять насос с двигателя, отъединив его от кронштейна, спять съемником крыльчатку и затем вынуть уплотняющую шайбу и манжет сальника. Собирают сальник в такой последовательности: в крыльчатку вставляют пружину с обоймами пружины, затем манжет и текстолитовую шайбу.

Прижав текстолитовую шайбу к манжету, вставить стопорное кольцо. При этом часть валика помпы УАЗ-469, УАЗ-31512, 31514, сопряженную с манжетой, перед установкой сальника и напрессовкой крыльчатки смазывают мылом, а торец корпуса насоса, соприкасающийся с упорной текстолитовой шайбой, — тонким слоем графитной смазки. Напрессовывать крыльчатку на валик следует на ручном прессе до упора ее ступицы в торец лыски.

При этом помпа должна опираться передним торцом валика на стол, а нагрузку прикладывают к ступице крыльчатки.

Для замены подшипников или валика водяной насос УАЗ-469, УАЗ-31512, 31514 разбирать в следующей последовательности:

  • спрессовать с валика насоса крыльчатку,
  • отвернуть гайку крепления ступицы шкива и сиять ее при помощи съемника,
  • вынуть стопорное кольцо подшипников из корпуса насоса и медным молотком (или на прессе) выбить валик с подшипниками из корпуса насоса,
  • оперев передний торец корпуса на подставку с отверстием для прохода подшипников.

Собирают помпу УАЗ-469, УАЗ-31512, 31514 в обратном порядке.

При этом новый подшипник запрессовывают на валик и в корпус одновременно при помощи ручного пресса и оправки. Войлочный сальник подшипника должен быть обращен в сторону стопорного кольца. Надев на валик помпы распорную втулку, запрессовать второй подшипник войлочным сальником наружу.

Термостат УАЗ-469, УАЗ-31512, 31514 — запирающего типа, помещается в выпускном патрубке 5 (рис.3), расположенном на кронштейне водяного насоса, и действует в результате изменения длины гофрированного баллона 9, который наполнен легкоиспаряющейся жидкостью.

Схема работы термостата УАЗ-469, УАЗ-31512, 31514

Схема работы термостата УАЗ-469, УАЗ-31512, 31514

Рис.3.

  • а — при холодном двигателе;
  • б — при разогретом двигателе;
  • 1 — корпус водяного насоса;
  • 2—кронштейн;
  • 3 — прокладка;
  • 4 — корпус термостата;
  • 5 — выпускной патрубок;
  • 6 — клапан термостата;
  • 7 — прокладка термостата;
  • 8 — стержень термостата;
  • 9 — баллон;
  • 10 — отверстие.

Клапан 6 термостата УАЗ-469, УАЗ-31512, 31514 автоматически в зависимости от температуры воды в блоке цилиндров двигателя отключает или включает радиатор. При температуре воды ниже 68° С клапан термостата закрыт (рис.3, а) и вода циркулирует только по «малому кругу»— внутри двигателя, минуя радиатор.

При температуре воды 80—86° С клапан полностью открывается и вода направляется из головки цилиндров в радиатор по «большому кругу» (рис.3, б). Радиатор УАЗ-469, УАЗ-31512, 31514 (рис.4) — трубчато-ленточный.

Плоские трубки впаяны в верхний и нижний бачки радиатора в три ряда. Промежутки между трубками заполнены припаянными к ним лентами из красной меди, сформированными в виде змейки с шагом 4,5 мм.

Радиатор УАЗ-469, УАЗ-31512, 31514 и детали соединения его с рубашкой охлаждения двигателя

Радиатор УАЗ-469, УАЗ-31512, 31514 и детали соединения его с рубашкой охлаждения двигателя

Рис.4.

  • 1 — радиатор;
  • 2— пробка радиатора;
  • 3 — стяжной хомут;
  • 4 — соединительный шланг радиатора;
  • 5 — корпус термостата;
  • 6 — термостат;
  • 7 — детали подвески радиатора;
  • 8 — краник слива воды;
  • 9 — тяга управления краником;
  • 10 — кожух вентилятора.

Для более эффективного охлаждения воды на радиатор УАЗ-469, УАЗ-31512, 31514 со стороны двигателя установлен стальной кожух вентилятора. Пробка радиатора герметично закрывает радиатор и сообщает систему охлаждения с атмосферой только через выпускной и впускной клапаны 6 и 5.

Выпускной клапан 6 открывается при повышении давления в системе до 0,45—0,55 кгс/см2. Благодаря такой возможности повышения давления вода в системе начинает закипать только при 109—112° С.

При температурах воды меньше 109—112° С система изолирована от окружающей среды и практически убыли воды не происходит. Впускной клапан 5 открывается при разрежении в системе 0,01—0,1 кгс/см2 и впускает атмосферный воздух в радиатор.

Вентилятор УАЗ-469, УАЗ-31512, 31514 — шестилопастный, сборный. Крепится вентилятор вместе со шкивом его привода к ступице водяного насоса.

Приводится вентилятор вместе с водяным насосом клиновым ремнем от коленчатого вала. Этот же ремень используется для привода генератора. В зимнее время кожух вентилятора рекомендуется снимать. Жалюзи установлены перед радиатором. Управление створками жалюзи осуществляется с места водителя при помощи тяги. При вытягивании рукоятки тяги на себя жалюзи закрываются, при втягивании — открываются.

Уровень воды в радиаторе УАЗ-469, УАЗ-31512, 31514 проверять ежедневно перед выездом. Доливать и .вновь заливать в радиатор только «мягкую» воду.

Вода в системе охлаждения

Для уменьшения отложений накипи на стенках рубашки охлаждения двигателя и трубках радиатора воду в системе охлаждения следует менять как можно реже. Смягчить жесткую воду добавлением щелочи нельзя, так как щелочь разрушает алюминиевые детали двигателя (блок и головку цилиндров и кронштейн водяного насоса).

Зимой рекомендуется заливать в систему охлаждения УАЗ-469, УАЗ-31512, 31514 этиленгликолевую жидкость с низкой температурой замерзания — антифриз, ГОСТ 159—52.

При температуре до —40° С следует пользоваться охлаждающей жидкостью марки 40, при более низкой температуре — марки 65. Воду из системы охлаждения УАЗ-469, УАЗ-31512, 31514 сливают через два краника: один находится справа на блоке цилиндров двигателя или в котле предпускового подогревателя, а второй слева на нижнем бачке радиатора.

При сливе воды необходимо, спустя некоторое время после открытия краников, открывать пробку радиатора. Натяжение ремня вентилятора проверять нажатием на него между шкивами водяного насоса и генератора большим пальцем руки с усилием 4,5 кгс.

Прогиб его при этом должен быть равен 10 мм. Проверять и регулировать (в случае необходимости) натяжение ремня вентилятора необходимо при проведении ТО-1 и ТО-2.

Для регулировки натяжения ремня УАЗ-469, УАЗ-31512, 31514 необходимо ослабить болты крепления генератора к кронштейну и установочной планке, сместить генератор в нужном направлении, закрепить болты и еще раз проверить натяжение ремня.

Подшипники водяного насоса смазывать при проведении ТО, через прес-масленку до выхода смазки из контрольного отверстия 4 (см. рис.2). Излишнюю смазку следует убрать, так как она может попасть на ремень вентилятора.

Термостат

Работу термостата проверяют в случае перегревания двигателя УАЗ-469, УАЗ-31512, 31514 при исправном зажигании, а также одновременно с промыванием системы охлаждения.

Проверить исправность термостата можно по нагреванию приемного патрубка верхнего бачка радиатора при прогреве двигателя. При неисправном термостате указанный патрубок прогревается сразу же после пуска двигателя, при исправном — после того, как температура воды в блоке достигнет 60—70° С (по указателю-температуры воды на щитке приборов).

Если таким путем не удается убедиться в исправности термостата, то его снимают и проверяют. Систему охлаждения УАЗ-469, УАЗ-31512, 31514 промывают 1 раз в год перед летним сезоном эксплуатации. Двигатель и радиатор УАЗ-469 промывают раздельно, используя для этого чистую водопроводную воду.

Перед промывкой двигателя вынимают из патрубка термостат и отсоединяют шланги от радиатора. Для лучшей очистки рубашки охлаждения следует вывернуть из блока цилиндров спускной краник вместе с переходным штуцером или отсоединить от блока цилиндров подводящий шланг котла пускового подогревателя на автомобиле. Направление струи должно быть обратным направлению движения воды при нормальной работе системы.

Промывать рубашку охлаждения рекомендуется до тех пор, пока выходящая из двигателя вода не будет совершенно чистой.

Радиатор УАЗ-469, УАЗ-31512, 31514 промывают при закрытой пробке, подводя воду сначала к верхнему патрубку радиатора, чтобы удалить, в первую очередь, всю грязь, скопившуюся в нижнем бачке, а затем к нижнему патрубку и промывают до тех пор, пока выходящая из верхнего бачка вода не будет совершенно чистой. Одновременно следует промыть струей воды и продуть сжатым воздухом сердцевину радиатора.

Оцените статью
УАЗ_ЛЮКС