Система смазки двигателя ЗМЗ-409 (УАЗ-Патриот, УАЗ Хантер) — комбинированная с подачей масла к трущимся поверхностям под давлением и разбрызгиванием.
Описание
Система смазки ЗМЗ-409 (УАЗ-Патриот, УАЗ Хантер) включает: масляный картер 1, масляный насос 2 с приемным патрубком и редукционным клапаном, привод масляного насоса, масляные каналы в блоке, головке цилиндров и коленчатом валу, полнопоточный масляный фильтр 3, стержневой указатель уровня масла 5, крышку маслозаливной горловины 4, датчики давления масла 6 и 7.
На указателе уровня масла имеются метки: верхнего уровня -«П» и нижнего уровня -«0». Уровень масла должен находиться между этими метками. Циркуляция масла происходит следующим образом.
Насос засасывает масло из картера и по каналу в блоке подводит его к полнопоточному фильтру. После фильтра масло поступает в главную масляную магистраль двигателя ЗМЗ-409 (УАЗ-Патриот, УАЗ Хантер) и через каналы в блоке смазывает коренные подшипники, подшипники промежуточного вала, верхний подшипник валика привода масляного насоса и подводится к гидронатяжителю цепи первой ступени привода распределительных валов.
От коренных подшипников масло через внутренние каналы коленчатого вала смазывает шатунные подшипники и от них через отверстия в шатунах смазываются поршневые пальцы. От верхнего подшипника валика привода масляного насоса двигателя ЗМЗ-409 (УАЗ-Патриот, УАЗ Хантер) масло через поперечные сверления и внутреннюю полость валика подается для смазки нижнего подшипника валика и опорной поверхности ведомой шестерни привода.
Шестерни привода маслонасоса ЗМЗ-409 смазываются струей масла через сверление в главной масляной магистрали. Для охлаждения поршня масло через отверстие в верхней головке шатуна брызгает на днище поршня. Из главной масляной магистрали двигателя ЗМЗ-409 (УАЗ-Патриот, УАЗ Хантер) масло через канал в блоке поступает в головку цилиндров, смазывает опоры распределительных валов и подводится к гидронатяжителю цепи второй ступени привода распределительных валов, к гидротолкателям и к датчикам давления масла.
Вытекая из зазоров и стекая в картер в передней части головки цилиндров, масло смазывает цепи, рычаги натяжного устройства и звездочки привода распределительных валов. Контроль за давлением масла осуществляется датчиком давления 6 и указателем на щитке приборов. Кроме того, система снабжена датчиком аварийного давления масла 7 и сигнализатором аварийного давления масла.
Сигнализатор аварийного давления масла загорается при 40…80 кПа (0,4…0,8 кгс/см2). Датчики давления ввернуты в штуцер, установленный в масляный канал головки цилиндров.
Схема смазки двигателя ЗМЗ-409 (УАЗ-Патриот, УАЗ Хантер)
- 1 — масляный картер;
- 2 — масляный насос;
- 3 — масляный фильтр;
- 4 — крышка маслозаливной горловины;
- 5 — указатель уровня масла;
- 6 — датчик указателя давления масла;
- 7 — датчик сигнализатора аварийного давления масла.
Масляный насос ЗМЗ-409 (УАЗ-Патриот, УАЗ Хантер) — шестеренчатого типа, установлен внутри масляного картера и крепится к блоку цилиндров двумя болтами и держателем масляного насоса.
Ведущая шестерня 1 неподвижно закреплена на валике 3 с помощью штифта, а ведомая 5 свободно вращается на оси 4, запрессованной в корпусе 2 насоса. Корпус насоса ЗМЗ-409 изготовлен из алюминиевого сплава, перегородка 6 — из чугуна, шестерни — из металлокерамики.
К корпусу тремя винтами крепится литой из алюминиевого сплава приемный патрубок 7 с сеткой.
Масляный насос ЗМЗ-409 (УАЗ-Патриот, УАЗ Хантер)
- 1 — ведущая шестерня;
- 2 — корпус;
- 3 — валик;
- 4 — ось;
- 5 — ведомая шестерня;
- 6 — перегородка;
- 7 -приемный патрубок с сеткой и редукционным клапаном.
Привод масляного насоса УАЗ-Патриот, УАЗ Хантер осуществляется парой винтовых шестерен от промежуточного вала 1 привода распределительных валов. Промежуточный вал вращается во втулках, запрессованных в расточки блока цилиндров.
На валу с помощью шпонки 3 установлена и закреплена фланцевой гайкой ведущая шестерня 2, находящаяся в зацеплении с ведомой шестерней 7, напрессованной на валик 8, вращающийся в расточках блока цилиндров.
В верхнюю часть ведомой шестерни запрессована втулка 6, имеющая внутреннее шестигранное отверстие. В отверстие втулки вставляется шестигранный валик 9, нижний конец которого входит в шестигранное отверстие валика масляного насоса.
Привод масляного насоса ЗМЗ-409 (УАЗ-Патриот, УАЗ Хантер)
- 1 — промежуточный вал;
- 2 — ведущая шестерня;
- 3 — шпонка;
- 4 — крышка;
- 5 — прокладка;
- 6 — втулка;
- 7 — ведомая шестерня;
- 8 — валик:
- 9 — шестигранный валик привода масляного насоса.
Редукционный клапан плунжерного типа, расположен в корпусе маслоприемника. Редукционный клапан отрегулирован на заводе установкой тарированной пружины. Менять регулировку клапана в эксплуатации не рекомендуется.
Редукционный клапан
- 1 — плунжер;
- 2 — пружина;
- 3 — шайба;
- 4 — шплинт.
Масляный фильтр ЗМЗ-409
На двигатель ЗМЗ-409 (УАЗ-Патриот, УАЗ Хантер) устанавливается масляный фильтр 2105-1012005-НК-2 однократного использования. Устройство фильтра приведено на рисунке.
Масляный фильтр ЗМЗ-409 со сменными фильтрующими элементами
- 1 – пружина;
- 2 – корпус;
- 3 – фильтрующий элемент перепускного клапана;
- 4 – перепускной клапан;
- 5 – фильтрующий элемент;
- 6 – противодренажный клапан;
- 7 – крышка;
- 8 – прокладка.
Масло под давлением через входное отверстие в крышке 7 попадает в полость между наружной поверхностью фильтрующего элемента 5 и корпусом 2, проходит через фильтрующую штору элемента 5, очищается и попадает через центральное отверстие крышки 7 в главную масляную магистраль.
При пуске холодного двигателя автомобиля УАЗ-Патриот, УАЗ Хантер или предельном загрязнении фильтрующего элемента 5 очистка и подача масла происходит через фильтрующий элемент 3 и перепускной клапан 4.
При этом на фильтрующем элементе 3 происходит отложение механических примесей как поступающих с маслом из масляного картера, так и смываемых потоком масла с фильтрующей шторы элемента 5. Вытекание масла из фильтра при неработающем двигателе ЗМЗ-409 предотвращается противодренажным клапаном 6.
Масляный насос двигателя ЗМЗ-409 автомобилей УАЗ-Патриот, УАЗ Хантер
Порядок разборки маслонасоса ЗМЗ-409:
- отогнуть усы каркаса сетки, снять каркас и сетку;
- отвернуть три винта, снять приемный патрубок и перегородку;
- вынуть из корпуса ведомую шестерню и валик с ведущей шестерней в сборе;
- вынуть шайбу, пружину и плунжер редукционного клапана из приемного патрубка, предварительно сняв шплинт;
- промыть детали и продуть сжатым воздухом.
Сборка масляного насоса ЗМЗ-409:
- установить плунжер, пружину, шайбу редукционного клапана в отверстие в приемном патрубке и закрепить шплинтом;
- установить в корпус масляного насоса валик в сборе с ведущей шестерней и проверить легкость его вращения; — установить в корпус ведомую шестерню и проверить легкость вращения обеих шестерен;
- установить перегородку, приемный патрубок и привернуть к корпусу тремя винтами с шайбами. Если на плоскости перегородки имеется значительная выработка от шестерен, необходимо прошлифовать ее до устранения следов выработки;
- установить сетку, каркас сетки и завальцевать усы каркаса на края приемника масляного насоса.