Сборочные узлы, комплектующие и запчасти автомобилей УАЗ Патриот, УАЗ Хантер, УАЗ-31512, 31514, 31519, УАЗ-469, УАЗ-3303, 3909, УАЗ-452, 3962, УАЗ-2206, 3741

Сцепление и коробка передач УАЗ-Хантер 315195, УАЗ-31519

Сцепление УАЗ-Хантер, УАЗ-31519

При движении автомобиля УАЗ-Хантер 315195, УАЗ-31519 на малых скоростях, на 1-2 передачах коробки передач в режиме разгон-торможение прослушивается стук в трансмиссии в виде кратковременных щелчков.

При движении на высших передачах КПП УАЗ-Хантер 315195, УАЗ-31519 и раздаточной коробке на скоростях свыше 60 км/ч в режиме торможения двигателем, а так же при движении
накатом (нейтральном положении в КПП) возможен шум трансмиссии в виде незначительного низкочастотного гула и возможно появление кратковременного незначительного дребезжания рычага переключения раздаточной коробки.

При резком ускорении автомобиля УАЗ-Хантер 315195, УАЗ-31519 – легкий стук при выборе зазоров в шлицевых соединениях трансмиссии. При торможении двигателем – легкий стук
при выборе зазоров в шлицевых соединениях трансмиссии. При движении накатом и последующем резком ускорении автомобиля – легкое постукивание колец синхронизаторов
коробки передач.

При резком отпускании педали сцепления возможен одиночный стук из-за выбора боковых зазоров в зубчатых соединениях шестерен, шлицевых соединениях и в синхронизаторах
коробки передач. Уровень жидкости должен быть на 15-20 мм ниже верхнего края бачка 2 (рис.1).

На наличие воздуха в системе гидропривода указывает "мягкость" педали и неполное выключение сцепления автомобиля УАЗ-Хантер 315195, УАЗ-31519. Прокачку системы
производите через перепускной клапан рабочего цилиндра выключения сцепления аналогично покачиванию гидропривода тормозов.

Положение педали выключения сцепления регулируется изменением длины толкателя 5 (см. рис. 1) главного цилиндра выключения сцепления. Полный ход педали сцепления с
нажимной пружиной диафрагменного типа должен быть 150±20 мм.

Полный ход педали сцепления УАЗ-Хантер 315195, УАЗ-31519 с нажимными пружинами и оттяжными рычагами должен быть 185±20 мм. Свободный ход педали сцепления с нажимной
пружиной диафрагменного типа (5-30 мм) обеспечивается конструкцией сцепления и не регулируется.



Рис. 1. Привод главного цилиндра выключения сцепления УАЗ-Хантер 315195, УАЗ-31519

1 -крышка бачка; 2 -корпус бачка; 3 -корпус главного цилиндра; 4 - колпак защитный; 5 -толкатель; 6 -гайка; 7 -муфта толкателя; 8 –педаль выключения сцепления; 9 -выключатель педали сцепления; 10 -гайки; 11 –буфер

На автомобилях экологического класса 3 устанавливается выключатель педали сцепления 9, который регулируется при помощи гаек 10, обеспечивая зазор 0,5 мм, указанный на
рисунке. После регулировки затяните гайки с моментом 4 - 6 Нм (0,4 - 0,6 кг/см).



Рис. 2. Привод выключения сцепления УАЗ-Хантер 315195, УАЗ-31519 с нажимными пружинами и оттяжными рычагами (выжимной подшипник, вилка и рабочий цилиндр)

1 -муфта; 2 -пружина; 3 –шаровая опора; 4 -вилка выключения сцепления; 5 -шланг; 6 -рабочий цилиндр; 7 -пружина; 8-колпачок; 9 -перепускной клапан; 10 - манжета; 11 -поршень рабочего цилиндра; 12 -толкатель; 13 -колпак; 14 -контргайка; 15 -ввертная часть толкателя

Регулировку свободного хода педали выключения сцепления УАЗ-Хантер 315195, УАЗ-31519 с нажимными пружинами и оттяжными рычагами (возможна установка на часть двигателей
УМЗ) производить изменением длины толкателя 12 (см. рис. 2) рабочего цилиндра в следующем порядке:

отсоединить от вилки 4 пружину 7, ослабить контргайку 14, завинчивая или отвинчивая ввертную часть 15 толкателя, установить свободный ход наружного конца вилки 4 выключения сцепления 2,5-3,6 мм, что соответствует свободному ходу педали выключения сцепления 35-55 мм, затянуть контргайку 14.

Коробка передач УАЗ-Хантер 315195, УАЗ-31519

При резком включении/переключении передачи возможен одиночный стук в коробке передач. При резком включении переднего моста при движении возможен незначительный стук в
шлицах муфты включения переднего моста.



Рис.3-Коробка передач КПП УАЗ-Хантер 315195, УАЗ-31519

1 – передний картер; 2 – крышка подшипника первичного вала; 3 – первичный вал; 4 – болт крепления крышки подшипника первичного вала; 5 – задний подшипник первичного вала; 6 –
зубчатый венец первичного вала; 7 – двухконусный синхронизатор III и IV передач; 8 – ступица и муфта синхронизатора III и IV передач; 9 – фиксатор; 10 – шариковый подшипник; 11 – шестерня III передачи; 12 – выключатель индикатора нейтрального положения; 13 – болт головки штока механизма управления; 14 – головка штока механизма управления; 15 – рычаг
управления в сборе; 16 – вал управления в сборе; 17 – кронштейн предохранителя включения заднего хода в сборе; 18 – шестерня заднего хода вторичного вала; 19 – двухконусный
синхронизатор заднего хода; 20 – уплотняющая крышка; 21 – кольцо синхронизатора V передачи; 22 – муфта и ступица синхронизатора V передачи и заднего хода; 23 – шестерня V
передачи вторичного вала; 24 – задний картер; 25 – стопорное кольцо заднего подшипника вторичного вала; 26 – вторичный вал; 27 – стопорное кольцо; 28 – стопорное полукольцо; 29
– защитное кольцо; 30 – сальник подшипника; 31– сдвоенный радиально-упорный шариковый подшипник вторичного вала; 32 – задний конический роликовый подшипник промежуточного вала; 33 – промежуточный вал; 34 – болт крепления оси промежуточной шестерни заднего хода; 35 – промежуточная шестерня заднего хода; 36 – вал промежуточной шестерни заднего хода; 37 – шестерня I передачи вторичного вала; 38 – ступица и муфта синхронизатора I и II передач; 39 – трехконусный синхронизатор I и II передач; 40 – шестерня II передачи вторичного вала; 41 – передний конический роликовый подшипник промежуточного вала; 42 – регулировочное кольцо подшипника промежуточного вала; 43 – регулировочное
кольцо крышки подшипника первичного вала.



Рис. 4. Рабочий цилиндр выключения сцепления, пятиступенчатая коробка передач и раздаточная коробка УАЗ-Хантер 315195, УАЗ-31519

1 -цилиндр выключения сцепления; 2 -клапан перепускной; 3 –коробка передач; 4 -раздаточная коробка; 5 -пробка заливного отверстия картера коробки передач; 6 -пробка сливного отверстия картера коробки передач; 7 -пробка сливного отверстия картера раздаточной коробки; 8 –пробка заливного отверстия картера раздаточной коробки



Рис. 5. Четырехступенчатая коробка передач КПП УАЗ-Хантер 315195, УАЗ-31519 и раздаточная коробка

1 -коробка передач; 2 -пробка заливного отверстия картера коробки передач; 3 -пробка сливного отверстия картера коробки передач; 4 - раздаточная коробка; 5 -пробка сливного
отверстия картера раздаточной коробки; 6 -пробка заливного отверстия картера раздаточной коробки

В процессе эксплуатации автомобиля возможно понижение уровня смазки в четырехступенчатой коробке передач до 8 мм относительно нижней кромки заливного отверстия и одновременное его повышение в раздаточной коробке. При этом выравнивать уровни смазки не обязательно.

Сборка деталей промежуточного вала КПП УАЗ-Хантер 315195, УАЗ-31519

- Установите переднее внешнее кольцо подшипника в центральное отверстие промежуточного вала.
- Установите роликоподшипник на подсобранный промежуточный вал, затем установите шестерню пятой передачи на подсобранный промежуточный вал и затем установите узел в
корпус.
- Установите две половины стопорного кольца шестерни пятой передачи, так чтобы оно было в канавке шестерни.
- Установите задний подшипник промежуточного вала КПП УАЗ-Хантер, УАЗ-31519.
- Установите уплотнительное кольцо с нанесенной смазкой на крышку переднего подшипника промежуточного вала, затем установите внешнее кольцо подшипника.
- Вставьте собранный первичный вал в картер.
- Вставьте собранный вторичный вал в картер.
- Установите подшипник вторичного вала.
- Установите упорное кольцо подшипника, установите подшипник в картер.
- Установите прокладку подшипника на вторичный вал.
- Закрепите стопорное кольцо.
- Установите подшипник на первичный вал.
- Установите стопорное кольцо подшипника на первичный вал КПП УАЗ-Хантер, УАЗ-31519,
- Установите вал с подшипником в отверстие.
- Установите упорное кольцо подшипника первичного вала с помощью конической втулки, оправки и молотка, установите маслоотражатель выпуклой стороной наружу.
- Закрепите крышку подшипника первичного вала.
- Вставьте сальник в крышку подшипника.
- Закрепите бумажную прокладку и отрегулируйте масляную разводку.
- Закрепите крышку подшипника первичного вала болтами и шайбами с помощью гайковерта. Начинайте закручивание болтов «крест на крест». Следите за регулировкой масляной
разводки.
- Установите боковую крышку в сборе в картер.

Параметры и размеры для сборки коробки передач КПП УАЗ-Хантер, УАЗ-31519

Осевой зазор подсобранного вторичного вала должен соответствовать 0,15-0,302.
Каждый шаг зубчатого венца синхронизатора и зазор конца зуба должны соответствовать 1.2.
Кольцо синхронизатора должно на 80% соприкасаться с конусной поверхностью шестерни.

Осевой зазор подшипника промежуточного вала должен быть отрегулирован до 0,08-0,15 мм.
Момент затяжки болтов: M8 = 12-25 Нм; M10 = 15-25 Нм. Каждая поверхность разъема должна иметь уплотнитель, кромка сальника, шестерня, венец и подшипник должны быть смазаны
смазкой. Переключение передач должно осуществляться быстро и надежно без заеданий, в установленном порядке.

Разборка коробки передач КПП УАЗ-Хантер, УАЗ-31519

- Снимите первичный вал
- Снимите болты с крышки подшипника первичного вала.
- Выньте крышку подшипника первичного вала
- Снимите бумажную прокладку и упорную шайбу.
- Снимите стопорное кольцо.
- Выньте подшипник первичного вала с помощью съемника для подшипника.
- Поверните первичный вал и выньте узел.
- Снимите вторичный вал с картера трансмиссии.
- Снимите шайбу упорную.
- Снимите подшипник вторичного вала с помощью специального съемника для подшипников.
- Выньте вторичный вал
- Снимите промежуточный вал
- Снимите заднее стопорное кольцо и проставку / распорную втулку промежуточного вала.
- Снимите промежуточный вал

Неисправности КПП УАЗ-Хантер, УАЗ-31519 и способы их устранения

Двигатель не работает. Задняя передача полностью не отключилась при отжатом сцеплении, если производится переключение с задней передачи на передние
Трещины на рычаге вилки задней передачи или повреждение деталей синхронизатора - Заменить детали на новые.

Передачи не включаются или последовательно не переключаются
Рычаг передач выскочил из паза - Поставить рычаг на место.

Самовыключение передач
Чрезмерный износ и деформация вилки или повреждение и износ зубчатого венца синхронизатора - Заменить детали на новые.

Повышенный шум КПП УАЗ-Хантер 315195, УАЗ-31519
Повреждение и поломка ведущих шестерен - Проверить и заменить шестерни.
Поломка подшипника - Заменить на аналогичный.
Низкий уровень масла - Долить трансмиссионное масло (SAE 75W-90; API GL-5).

Постоянное снижение уровня масла в картере КПП
Протекание масла через сальник - Заменить сальник.

Особенности технического обслуживания сцепления УАЗ-Хантер, УАЗ-31519 (двигатель ЗМЗ–409)

Уход за сцеплением УАЗ-Хантер, УАЗ-31519 (двигатель ЗМЗ–409) заключается в периодической проверке крепления картера сцепления, степени изношенности фрикционных накладок. О степени изношенности фрикционных накладок можно судить по расстоянию между маховиком и нажимным диском при включенном сцеплении.

Если это расстояние составляет менее 6 мм, то целесообразно снять ведомый диск для ремонта или замены новым. Расстояние между маховиком и нажимным диском (корзина) УАЗ-Хантер, УАЗ-31519 (двигатель ЗМЗ–409) целесообразно про-верять через 80 000 - 100 000 км при эксплуатации автомобиля в нормальных условиях и через 40 000 - 50 000 км при эксплуатации в тяжелых условиях.

Ремонт сцепления УАЗ-Хантер, УАЗ-31519 (двигатель ЗМЗ–409)

Разборка ведомого диска сцепления УАЗ-Хантер, УАЗ-31519 (двигатель ЗМЗ–409) производится в следующем порядке:

- приподнять один из усов тарельчатой пружины гасителя выше выступа шайбы демпфера и повернуть пружину на 45°;
- снять пружину, теплоизолирующую шайбу и шайбу демпфера со ступицы;
- высверлить три упорных пальца и вынуть шесть демпферных пружин;
- высверлить заклепки крепления фрикционных накладок;- высверлить заклепки крепления пружинных пластин к ведомому диску.

Разборка нажимного диска (корзина) сцепления УАЗ-Хантер, УАЗ-31519 (двигатель ЗМЗ–409) производится в следующем порядке:

- высверлить три заклепки крепления соединительных пластин к кожуху и снять нажимной диск;
- высверлить три заклепки крепления соединительных пластин к нажимному диску и снять пластины;
- отогнуть 15 усов кожуха и снять нажимную диафрагменную пружину и опорные кольца.

Осмотр и контроль деталей сцепления УАЗ-Хантер, УАЗ-31519 (двигатель ЗМЗ–409)

После разборки деталей сцепления УАЗ-Хантер, УАЗ-31519 (двигатель ЗМЗ–409) необходимо тщательно промыть и подвергнуть внимательному осмотру, обратив особое внимание на отсутствие погнутости, изношенности, трещин, забоин и сколов на нажимном и ведомом дисках, пружинах, ступице, кожухе, опорных кольцах и на других деталях механизма.

Фрикционные накладки ведомого диска УАЗ-Хантер, УАЗ-31519 (двигатель ЗМЗ–409) необходимо заменить, если на их поверхности имеются следы перегрева, трещины и сильное замасливание, а также если расстояние от поверхности накладок сцепления до головок заклепок менее 0,2 мм.

Поверхности корзины и маховика УАЗ-Хантер, УАЗ-31519 (двигатель ЗМЗ–409) при наличии на них задиров и кольцевых рисок можно исправить проточкой и шлифовкой.
Величина снятого при обработке слоя металла должна быть такой, чтобы толщина нажимного диска после обработки была не менее 14,0 мм, а толщина маховика - не менее 19 мм.

Сборка сцепления УАЗ-Хантер, УАЗ-31519 (двигатель ЗМЗ–409)

Сборка ведомого диска сцепления УАЗ-Хантер, УАЗ-31519 (двигатель ЗМЗ–409) производится в следующем порядке:

- приклепать пружинные пластины к диску стальными заклепками;
- приклепать фрикционные накладки к пружинным пластинам алюминиевыми заклепками;
- установить диск и пластину демпфера на ступицу с пружинами и расклепать упорные пальцы;
- на квадратный конец ступицы надеть фрикционную шайбу гасителя, теплоизолирующую шайбу, тарельчатую пружину;
- сжать пружину до совпадения с канавкой на ступице и повернуть на 45° до фиксации выступом шайбы гасителя.

Сборка корзины сцепления УАЗ-Хантер, УАЗ-31519 (двигатель ЗМЗ–409) производится в следующем порядке:

- надеть на усы кожуха опорные кольца и диафрагменную пружину;
- сжать пружину до плоского состояния и загнуть 15 усов кожуха;
- приклепать соединительные пластины к нажимному диску так, чтобы после приклепки они могли с усилием проворачиваться;
- установить нажимной диск с пластинами в сборе в кожух с диафрагменной пружиной в сборе и приклепать соединительные пластины к кожуху;
- установить нажимной диск в сборе в приспособление и проверить размер от привалочной плоскости кожуха до концов лепестков пружины, который должен быть 43,5 ± 2 мм, а также биение (отклонение лепестков от положения в одной плоскости), которое не должно превышать 0,65 мм.

При необходимости лепестки выровнять путем их деформации, не снимая с приспособления, после чего произвести статическую балансировку. При необходимости дисбаланс устранять установкой специальных грузиков в отверстия кожуха. Допустимый остаточный дисбаланс 10 г/см.

______________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________