Сцепление автомобилей УАЗ-3303, УАЗ-3909, 2206 (рис. 1) — однодисковое сухое, состоит из нажимного диска 4 с кожухом 20, нажимными пружинами 19 и оттяжными рычагами 11 в сборе, ведомого диска 3 с фрикционными накладками и гасителя крутильных колебаний в сборе.
Механизм сцепления укреплен на маховике двигателя болтами, сбалансирован совместно с коленчатым валом, а его положение после балансировки отмечено на кожухе 20 и маховике 2 знаком «О».
- Схема сцепления автомобилей УАЗ-3303, УАЗ-3909, 2206
- Ведомый диск сцепления УАЗ-3303, УАЗ-3909, 2206
- Привод выключения сцепления УАЗ-3303, УАЗ-3909, 2206 с нажимными пружинами и оттяжными рычагами
- Обслуживание сцепления УАЗ-3303, УАЗ-3909, 2206
- Положение оттяжных рычагов корзины сцепления УАЗ-3303, УАЗ-3909, 2206 после регулировки
Схема сцепления автомобилей УАЗ-3303, УАЗ-3909, 2206
Рис. 1.
- 1 -нижняя часть картера сцепления;
- 2 -маховик;
- 3 -ведомый диск;
- 4 -нажим-ной диск;
- 5 -передний подшипник;
- 6 -коленчатый вал;
- 7 -ведущий вал;
- 8 -игольчатый подшипник;
- 9 -картер сцепления;
- 10 -палец оттяжного рычага;
- 11 -оттяжной рычаг;
- 12-ось оттяжного рычага;
- 13-ролик оттяжного рычага;
- 14 -вилка оттяжного рычага;
- 15 -регулировочный винт;
- 16 — оттяжная пружина муфты;
- 17 -муфта выключения сцепления;
- 18 -подшипник выключения сцепления;
- 19-нажимная пружина;
- 20 -кожух сцепления;
- 21 –теплоизолирующая шайба;
- 22 -пробка.
Выключающее устройство сцепления УАЗ-3303, УАЗ-3909, 2206 состоит из установленных на нажимном диске оттяжных рычагов, муфты 17 выключения сцепления с выжимным подшипником 18, установленных на крышке подшипника ведущего вала коробки передач, и вилки включения, установленной на картере 9 сцепления.
На часть автомобилей УАЗ-3303, УАЗ-3909, 2206 с двигателями УМЗ и на все автомобили с двигателями ЗМЗ устанавливается сухое, однодисковое сцепление, с центральной нажимной пружиной диафрагменного типа.
Сцепление УАЗ-3303, УАЗ-3909, 2206 состоит из нажимного диска с кожухом и нажимной тарельчатой разрезной (диафрагменной) пружиной, лепестки которой выполняют функцию оттяжных рычагов; ведомого диска с фрикционными накладками и гасителями крутильных колебаний.
Выключающее устройство сцепления УАЗ-3303, УАЗ-3909, 2206 состоит из лепестков тарельчатой пружины, муфты выключения сцепления с выжимным подшипником, установленной на крышке подшипника первичного вала коробки передач, и вилки выключения сцепления, установленной на муфте и связанной с картером сцепления удерживающей пластиной.
Ведомый диск сцепления УАЗ-3303, УАЗ-3909, 2206
Рис. 2.
- 1 -фрикционные накладки;
- 2 -заклепки;
- 3 -пружина ведомого диска;
- 4 -стальной диск;
- 5 -демпферная пружина;
- 6 -ступица;
- 7 -фрикционные кольца;
- 8 -регулировочные кольца;
- 9 -ведомый диск;
- 10 -упорный палец;
- 11 -балансировочный грузик.
Ведомый диск УАЗ-3303, УАЗ-3909, 2206 (рис. 2) установлен на шлицы ведущего вала. Нажимной диск под действием пружин прижимает фрикционные накладки к маховику, и возникающие при этом силы трения позволяют передать крутящий момент с коленчатого вала двигателя на ведущий вал коробки передач.
Привод выключения сцепления УАЗ-3303, УАЗ-3909, 2206 (рис. 3) — гидравлический, состоит из подвесной педали 5, главного цилиндра 2, трубопроводов 3, 4, 6 и рабочего цилиндра 9.
Привод выключения сцепления УАЗ-3303, УАЗ-3909, 2206 с нажимными пружинами и оттяжными рычагами
Рис. 3.
- А — уровень жидкости 1 -бачок;
- 2 -главный цилиндр;
- 3,4 -трубопроводы;
- 5 -педаль;
- 6 -гидрошланг;
- 7 -защитный колпачок;
- 8 -перепускной клапан;
- 9 -рабочий цилиндр;
- 10 -контргайка;
- 11 -пружина (для сцепления с центральной диафрагменной нажимной пружиной не устанавливается);
- 12 -толкатель;
- 13 -вилка;
- 14 -муфта.
В исходном положении педаль выключения сцепления удерживается оттяжной пружиной. При нажатии на педаль поршень главного цилиндра перемещается, давление рабочей жидкости возрастает и передается по трубопроводу в рабочий цилиндр, вызывая перемещение поршня и толкателя рабочего цилиндра, воздействующего на вилку выключения сцепления.
Поршень главного цилиндра сцепления УАЗ-3303, УАЗ-3909, 2206 имеет две уплотнительные манжеты: внутреннюю и наружную. Между поршнем и внутренней манжетой установлена тонкая стальная шайба, закрывающая отверстия в головке поршня и выполняющая роль перепускного клапана.
От загрязнения рабочая полость цилиндра защищается резиновым колпаком. Бачок с рабочей жидкостью установлен под панелью приборов кузова, а на панели приборов имеется легкосъемная крышка для доступа к бачку.
Обслуживание сцепления УАЗ-3303, УАЗ-3909, 2206
Обслуживание сцепления УАЗ-3303, УАЗ-3909, 2206 заключается в очистке от грязи, подтяжке болтовых соединений и, при необходимости, регулировке. Необходимо периодически сливать конденсат из картера сцепления, вывернув пробку 22 (рис. 1).
Обслуживание привода выключения сцепления сводится к регулировке свободного хода педали выключения, поддержанию уровня рабочей жидкости в бачке главного цилиндра гидропривода и при необходимости прокачке.
Уровень жидкости должен быть на 15-20 мм ниже верхнего края бачка. Регулировку положения педали выключения сцепления производить изменением длины толкателя главного цилиндра.
Регулировку свободного хода педали выключения сцепления производить изменением длины толкателя рабочего цилиндра.
Сцепление УАЗ-3303, УАЗ-3909, 2206 с центральной диафрагменной пружиной не требует регулировки механизма сцепления и регулировки свободного хода. Свободный ход (5-30 мм) обеспечивается конструкцией сцепления.
Положение оттяжных рычагов корзины сцепления УАЗ-3303, УАЗ-3909, 2206 после регулировки
Рис. 4.
- 1 -кожух сцепления;
- 2 -нажимная пружина;
- 3 — нажимной диск (корзина);
- 4 -регулировочный винт;
- 5 — оттяжной рычаг.
Регулировку механизма сцепления УАЗ-3303, УАЗ-3909, 2206 с нажимными пружинами и оттяжными рычагами производить при снятом нажимном диске сцепления в следующей последовательности:
- Установить между плитой и нажимным диском шаблон ведомого диска в виде кольца толщиной 9,5 мм. Закрепить за кожух собранный нажимной диск на плите шестью болтами.
- Осуществить регулировку завинчиванием и отвинчиванием регулировочных винтов до получения размера 51,5+0,75 мм — расстояние от плиты до головок винтов (рис. 4). Разница в расстоянии от плиты до головок винтов не должна превышать 0,2 мм.
- Застопорить после регулировки винты рычагов, вминая край рычага в паз хвостовика винта.