Автомобиль УАЗ-Патриот 3163 имеет рабочую, запасную и стояночную тормозные системы. Рабочая тормозная система с дисковыми тормозными механизмами на передних колесах и барабанными на задних, с двумя раздельными контурами гидропривода от двухкамерного главного цилиндра:
- одной — к тормозным механизмам передних колес,
- другой — к тормозным механизмам задних колес.
Запасной тормозной системой УАЗ-Патриот 3163является каждый контур гидравлического привода. Стояночная тормозная система с барабанным тормозным механизмом, расположенным за раздаточной коробкой и действующим на задний карданный вал, имеет ручной механический привод.
- Рабочие тормоза автомобиля УАЗ-Патриот 3163
- Установка гидравлического модулятора тормозной системы УАЗ-Патриот
- Гидравлическая схема АБС УАЗ-Патриот
- Техническое обслуживание тормозов автомобиля УАЗ-Патриот
- Регулировка тормозов УАЗ-Патриот
- Заполнение тормозной системы УАЗ-Патриот жидкостью и проверка работоспособности системы
- Прокачку цилиндров и регулятора осуществляйте в следующей последовательности:
- Диагностика АБС автомобиля УАЗ-Патриот
Рабочие тормоза автомобиля УАЗ-Патриот 3163
Привод рабочей тормозной системы УАЗ-Патриот (рис. 2) включает:
- педаль,
- блок вакуумного усилителя с двухкамерным главным тормозным цилиндром (рис. 1) с датчиком уровня тормозной жидкости,
- гидравлический модулятор (рис. 3) АБС,
- датчики скорости передних и задних колес, установленные на корпусах поворотных кулаков переднего моста и фланцах кожуха заднего моста соответственно,
- датчик ускорения, установленный в салоне автомобиля под облицовкой туннеля пола,
- импульсные диски, установленные на ступицах передних и задних колес,
- трубопроводы с соединительной арматурой,
- блоки цилиндров передних тормозных механизмов,
- колесные цилиндры задних тормозных механизмов.
Рис. 1. Блок вакуумного усилителя с главным тормозным цилиндром УАЗ-Патриот
- 1 -картер главного тормозного цилиндра;
- 2 -крышка с датчиком аварийного уровня тормозной жидкости;
- 3 -бачок;
- 4 — вакуумный усилитель;
- 5 -кронштейн крепления блока;
- 6 -гайка;
- 7 — защитный чехол;
- 8 -толкатель;
- 9 -контргайка;
- 10 — вилка толкателя.
Рис.2. Привод главного тормозного цилиндра УАЗ-Патриот
- 1 — картер главного тормозного цилиндра,
- 2 — бачок,
- 3 — вакуумный усилитель,
- 4 — выключатель сигнала торможения,
- 5 — тормозная педаль АБС тормозной системы автомобиля УАЗ-Патриот имеет встроенную систему контроля состояния ее элементов во всех фазах ее функционирования и регистрирует неисправности во внутренней энерго-независимой памяти.
При неисправности в модуляторе (рис. 4) (срабатывает независимо клапанное реле или моторное реле) либо в датчиках скорости и датчике ускорения одновременно срабатывает постоянная индикация сигнализаторов неисправности АБС и EBD (он же сигнализатор неисправности тормозной системы), при этом отключается гидравлический блок модулятора АБС и не оказывает влияние на нормальный режим функционирования тормозной системы.
Установка гидравлического модулятора тормозной системы УАЗ-Патриот
Рис. 3. Установка гидравлического модулятора тормозной системы УАЗ-Патриот
- 1 -гидравлический модулятор;
- 2 -гайка;
- 3 -главный тормозной цилиндр;
- 4 -вакуумный усилитель МС1 -вход первичного контура главного тормозного цилиндра МС2 -вход вторичного контура главного тормозного цилиндра FL -выход на левый передний тормозной механизм FR -выход на правый передний тормозной механизм R -выход на тормозные механизмы задней оси.
В случае одиночного возникновения одного из отказов датчиков, клапана АБС, тормозная система УАЗ-Патриот работает только в режиме EBD (режим электронного регулирования тормозных сил задней оси) — то есть управляет проскальзыванием только задних колес, при этом срабатывает постоянная индикация сигнальной лампы АБС.
Гидравлическая схема АБС УАЗ-Патриот
Рис. 4. Гидравлическая схема АБС УАЗ-Патриот
- МС1 -вход первичного контура от главного тормозного цилиндра.
- МС2 -вход вторичного контура от главного тормозного цилиндра.
- М -электромотор.
- А1 -гидроаккумулятор первичного контура.
- А2 -гидроаккумулятор вторичного контура.
- RP1 -рециркуляционный насос первичного контура.
- RP2 -рециркуляционный насос вторичного контура.
- RAEV -впускной клапан задней оси.
- RFEV -впускной клапан правого переднего тормозного механизма.
- LFEV -впускной клапан левого переднего тормозного механизма.
- RAAV -выпускной клапан задней оси.
- RFAV-выпускной клапан правого переднего тормозного механизма.
- LFAV -выпускной клапан левого переднего тормозного механизма.
- LR -левый задний тормозной механизм.
- RR -правый задний тормозной механизм.
- LF -левый передний тормозной механизм.
- RF -правый передний тормозной механизм.
Техническое обслуживание тормозов автомобиля УАЗ-Патриот
Постоянно следите за исправностью рабочей тормозной системы УАЗ-Патриот, своевременно производите ее регулировку и устраняйте возникшие неисправности.
Систематически проверяйте уровень жидкости в бачке главного тормозного цилиндра и в случае необходимости доводите его до нормы. Уровень жидкости в бачке 3 (см. рис. 1) проверяется визуально по меткам, нанесенным на корпусе бачка, выполненного из полупрозрачной пластмассы. При снятой крышке 2 и новых накладках тормозных механизмов УАЗ-Патриот уровень жидкости должен быть на метке «МАХ». Если гидропривод исправен, понижение уровня жидкости в бачке связано с износом накладок колодок тормозных механизмов.
Понижение уровня до метки «MIN» косвенно свидетельствует об их предельном износе. В этом случае необходимо вести непосредственный контроль за состоянием накладок, а доливать жидкость в бачок нет необходимости, т.к. при установке новых накладок уровень жидкости в бачке поднимется до нормального.
Сигнальная лампа аварийного уровня жидкости в бачке загорается, когда уровень жидкости опустится ниже метки «MIN», что при частично изношенных или новых накладках колодок тормозных механизмов говорит о потере герметичности системы и утечке жидкости. Доливку жидкости в этом случае производите только после восстановления герметичности системы.
Одновременно с проверкой уровня жидкости в бачке проверяйте исправность работы датчика аварийного уровня УАЗ-Патриот, для чего открутите крышку и, вынув ее из бачка, удерживайте в вертикальном положении (при включенном зажигании на щитке приборов должна загореться сигнальная лампа). Следите за герметичностью соединений трубопроводов гидропривода.
Проверяйте состояние трубопроводов, надежность крепления трубок на раме и мостах автомобиля. При осмотре убедитесь в отсутствии повреждений трубок и гибких шлангов.
Трубки и шланги, имеющие повреждения, замените новыми. Блок вакуумного усилителя с главным тормозным цилиндром УАЗ-Патриот регулировок не требует. Обслуживание заключается в проверке надежности крепления и герметичности соединений с трубопроводами.
Гидравлический модулятор (см. рис. 3) АБС УАЗ-Патриот устанавливается в моторном отсеке на левом брызговике на кронштейне, регулировок не требует. Обслуживание заключается в проверке надежности крепления и герметичности соединений с трубопроводами. Периодически снимайте колеса, а также тормозные барабаны и очищайте детали тормозных механизмов от грязи.
В летнее время и при езде по грязным дорогам чистку производите чаще. При снятии колес и тормозных барабанов УАЗ-Патриот убедитесь в отсутствии течи из блока цилиндров и колесных тормозных цилиндров, а также в надежности крепления колесных цилиндров к щитам, блока цилиндров к суппорту, тормозных механизмов к мостам.
Обратите внимание на состояние защитных колпачков блока цилиндров и колесных цилиндров, степень износа фрикционных накладок, а также состояние тормозных барабанов и дисков.
В случае большого износа накладок барабанных тормозных механизмов УАЗ-Патриот (заклепки утопают менее 0,5 мм) их необходимо заменить. В случае «замасливания» поверхностей накладок зачистите их шлифовальной шкуркой. При снятых ступицах задних колес подтяните болты крепления тормозных щитов и болты цапф передних мостов.
Регулировка тормозов УАЗ-Патриот
Передние и задние механизмы рабочей тормозной системы УАЗ-Патриот не требуют регулировки при эксплуатации автомобиля, необходимый зазор между колодками и тормозными дисками и барабанами поддерживается автоматически.
При замене колодок задних тормозных механизмов УАЗ-Патриот отрегулируйте их установку. Операции по замене и установке колодок производите, когда тормозные барабаны и диски полностью остыли и подшипники колес правильно отрегулированы.
Регулировку свободного хода педали тормоза УАЗ-Патриот производите изменением положения упора выключателя 4 (см. рис. 2) сигнала торможения. Затяните гайки. Зазор в соединении вилка толкателя вакуумного усилителя — рычаг педали — палец должен отсутствовать.
Свободный ход педали проверяйте при неработающем двигателе. Свободный ход педали составляет 5-8 мм, считая по ее площадке.
Заполнение тормозной системы УАЗ-Патриот жидкостью и проверка работоспособности системы
- Проверьте герметичность всех соединений гидравлического привода тормозных механизмов и состояние гибких резиновых шлангов.
- Очистите от пыли и грязи перепускные клапаны и защитные колпачки блоков цилиндров, колесных цилиндров.
- Очистите от пыли поверхность бачка главного цилиндра вокруг крышки и отверните крышку.
- Заполните бачок тормозной жидкостью до отметки МАХ.
- Нажмите несколько раз на педаль, чтобы исключить влияние разрежения, имеющегося в вакумном усилителе.
- Прокачайте поочередно полости правого и левого задних колесных цилиндров, правого и левого передних блоков цилиндров.
Прокачку цилиндров и регулятора осуществляйте в следующей последовательности:
Снимите с перепускного клапана колесного цилиндра УАЗ-Патриот или блока цилиндров колпачок и наденьте на клапан специальный резиновый шланг длиной около 400 мм.
Другой конец этого шланга опустите в прозрачный сосуд емкостью не менее 0,5 л, заполненный наполовину тормозной жидкостью. Резко нажмите 3-5 раз на педаль и, удерживая ее нажатой до упора, отверните перепускной клапан на 1/2-3/4 оборота, выпустив порцию жидкости из системы в сосуд.
После того как педаль уйдет вперед до упора, заверните клапан. Повторяйте эту операцию до прекращения выделения пузырьков воздуха из шланга, опущенного в сосуд с тормозной жидкостью.
По окончании прокачки, удерживая педаль нажатой до упора, заверните клапан и снимите шланг. Протрите насухо головку клапана и наденьте защитный колпачок. После окончания прокачки тормозной системы УАЗ-Патриот долейте в бачок главного цилиндра тормозную жидкость до отметки МАХ. Заверните крышку бачка.
Затяжку крышки производите с усилием, исключающим ее поломку.
Диагностика АБС автомобиля УАЗ-Патриот
Управление системой тормозов АБС-8.0 УАЗ-Патриот выполняется гидромодулятором, имеющим встроенный электронный блок управления (ЭБУ).
Гидравлическая схема системы приведена на рисунке 4. АБС тормозов выполняет оперативный сброс давления в тормозных контурах колес, что исключает их блокировку и сохраняет управляемость автомобиля на скользкой дороге.
Меню управления тестером АБС включает разделы:
- РЕЖИМ У10км/ч -диагностика, выполняемая на скорости выше 10 км/ч.
- Просмотр — «Up/Dn»,
- выбор -«Entr»,
- выход -«Esc».
После запуска тестового раздела «РЕЖИМ V< 10км/ч» лампы «ABS» и «EBD» должны гореть.
Если тестовый раздел активен и наблюдается движение автомобиля со скоростью более 10 км/ч, то диагностическая сессия прерывается.