Сборочные узлы, комплектующие и запчасти автомобилей УАЗ Патриот, УАЗ Хантер, УАЗ-31512, 31514, 31519, УАЗ-469, УАЗ-3303, 3909, УАЗ-452, 3962, УАЗ-2206, 3741

Демонтаж и разборка двигателя УАЗ Патриот

Техническое состояние двигателя ЗМЗ-409 автомобиля УАЗ Патриот определяется расходом топлива, мощностью двигателя, давлением и расходом масла, компрессией в цилиндрах, шумом работы двигателя и дымностью выхлопа.

Контрольный расход топлива замеряйте на автомобиле (после пробега не менее 9000 км), движущемся на высшей передаче с полной нагрузкой по сухой ровной асфальтированной или бетонной дороге. Передний мост и колеса должны быть при этом отключены.

Перед этим проверьте и при необходимости отрегулируйте давление воздуха в шинах, схождение передних колес, полноту растормаживания тормозных механизмов. Износ протектора шин должен быть не более 50%. Замер проводите на участке дороги длиной 3 - 5 км в двух противоположных направлениях.

Перед заездом прогрейте двигатель и агрегаты шасси пробегом автомобиля 10 - 15 км. В зимний период контрольный расход топлива может увеличиться не более чем на 10%. Мощностные качества двигателя определяются по разгону и наибольшей скорости автомобиля.

Давление масла в смазочной системе двигателя УАЗ Патриот проверяйте контрольным манометром с ценой деления не более 49 кПа (0,5 кгс/см2), который подсоединяется с помощью гибкого шланга вместо датчика давления масла. Компрессию в цилиндрах проверяйте компрессометром на прогретом двигателе.

Для этого выверните свечи зажигания, кроме этого отсоедините управляющие провода (колодку) от катушек зажигания, вставьте резиновый конусный наконечник компрессометра в отверстие для свечи и стартером проверните коленчатый вал при полностью открытой дроссельной заслонке.

Давление в цилиндрах должно быть не менее 660 кПа (6,65 кгс/см2). Разница давлений в цилиндрах не должна превышать 98 кПа (1 кгс/см2). Равномерно пониженная компрессия во всех цилиндрах свидетельствует, как правило, о значительном износе цилиндров и поршневых колец.

Понижение компрессии в отдельных цилиндрах может произойти в результате "зависания" или прогорания клапанов, пригорания или поломки поршневых колец, повреждения прокладки головки цилиндров или нарушения регулировки зазоров в клапанном механизме.

Если при заливке 25 - 30 см3 чистого масла в цилиндр двигателя УАЗ Патриот с пониженной компрессией давление в нем повысится, то это свидетельствует о поломке поршневых колец или их закоксовывании в канавках поршня.

Если же при этом компрессия не увеличивается, то причину неисправности необходимо искать в негерметичности, зависании и обгорании клапанов или в повреждении прокладки головки цилиндров. Понижение компрессии в двух соседних цилиндрах указывает на повреждение прокладки головки блока цилиндров.

Стуки и шумы двигателя прослушивайте стетоскопом на прогретом двигателе при различной частоте вращения коленчатого вала. Прослушивание начните с
распределительного механизма на малой и средней частоте вращения коленчатого вала: клапанов при 550 - 1000 мин толкателей при 1000 - 1500 мин.

Стуки клапанов ясно прослушиваются со стороны головки, над местами расположения клапанов; стуки шеек распределительных валов - со стороны расположения валов, на уровне оси распределительных валов.

Кривошипно-шатунный механизм (поршни и коренные подшипники) прослушивайте при резком изменении частоты вращения коленвала двигателя УАЗ Патриот в пределах 500 - 2500 мин1. Наиболее ясно стуки поршней и поршневых пальцев прослушиваются на стенках рубашки охлаждения против соответствующих цилиндров.

Стуки коренных подшипников - глухие, а стуки шатунных подшипников и поршневых пальцев - более резкие и звонкие. Стуки поршней - резкие, дребезжащие. Они могут прослушиваться на всех режимах работы двигателя.

Повышенный стук гидротолкателей клапанов, а также незначительный стук поршней на непрогретом двигателе не являются признаками неисправности двигателя. Допустим также незначительный шум высокого тона от работы шестерен масляного насоса.

Необходимость в ремонте двигателя наступает после пробега 200-250 тыс. км в зависимости от условий эксплуатации. К этому пробегу зазоры достигают величин, вызывающих падение мощности, уменьшение давления масла в масляной магистрали, резкое увеличение расхода масла, чрезмерное дымление двигателя, повышенный расход топлива, возможно появление стуков.

Ориентировочно зазоры в сопряжении основных деталей двигателя УАЗ Патриот вследствие износа не должны превышать следующих величин в мм:

- юбка поршня - цилиндр блока - 0,25

- поршневое кольцо - канавка в поршне (по высоте) - 0,15

- поршень - поршневой палец - 0,015

- замок поршневого кольца - 2,5

- верхняя головка шатуна - поршневой палец - 0,03

- шатунные и коренные подшипники - шейки коленвала - 0,15

- стержень клапана - втулка - 0,20

- шейки распредвалов - опоры в головке цилиндров - 0,20

- осевой люфт коленчатого вала - 0,36

Для ремонтных целей предусмотрен выпуск поршней, поршневых колец, вкладышей шатунных и коренных подшипников коленчатого вала, направляющих втулок впускных и выпускных клапанов и ряда других деталей ремонтного размера.

Снятие и установка двигателя УАЗ Патриот

Снятие двигателя УАЗ Патриот производите в следующем порядке:

- Установите автомобиль на смотровую яму.

- Отключите и снимите аккумуляторную батарею. Снимите капот.

- Слейте жидкость из системы охлаждения и масло из картера двигателя.

- Снимите воздушный фильтр с датчиком массового расхода воздуха и резиновыми патрубками.

- Демонтируйте адсорбер топливных испарений.

- Снимите брызговики двигателя. Отсоедините шину "массы", соединяющую двигатель с кузовом.

- Отсоедините от двигателя УАЗ Патриот шланги системы охлаждения, отопителя, системы вентиляции картера, масляного радиатора, питания, улавливания топливных испарений и вакуумного усилителя тормозной системы.

- Отсоедините вентилятор с муфтой привода и положите их в кожух вентилятора. Снимите верхний щиток радиатора.

- Отсоедините от электровентилятора системы охлаждения жгут проводов, отверните крепления радиатора и снимите его в сборе с электровентилятором.

- Снимите ремень привода насоса гидроусилителя рулевого управления, отсоедините насос от кронштейна и отведите его в сторону.

- Отсоедините тягу привода дроссельной заслонки. Отсоедините от двигателя все электропровода.

- Установите чалку на транспортные скобы двигателя.

- Приподняв двигатель подъемником, отсоедините правую опору от рамы, а левую, вместе с кронштейном, от блока. Отсоедините коробку передач от двигателя.

- Отведите двигатель от коробки передач до выхода первичного вала из нажимного диска.

- Поднимите двигатель и снимите его с автомобиля, при этом коробка передач с раздаточной коробкой останутся на раме автомобиля.

- Установку двигателя на автомобиль производите в обратной последовательности.

Разборка двигателя УАЗ Патриот

Перед разборкой тщательно очистите двигатель от грязи и масла. При индивидуальном методе ремонта двигателя УАЗ Патриот детали, пригодные к дальнейшей работе, устанавливайте на прежние места, где они приработались.

Для обеспечения этого поршни, поршневые кольца, шатуны, поршневые пальцы, вкладыши, клапаны, штанги, коромысла и толкатели при снятии маркируйте любым способом, не вызывающим порчи (кернением, надписыванием, краской, прикреплением бирок и т.п.).

При любом виде ремонта нельзя раскомплектовывать крышки шатунов с шатунами, переставлять крышки коренных подшипников с одного двигателя на другой или менять местами крышки средних коренных подшипников в одном блоке, менять местами крышки распределительных валов в головке цилиндров, так как эти детали обрабатываются совместно.

После разборки двигателя детали тщательно обезжирьте, очистите or нагара и смолистых отложений. Удаление нагара с поршней, впускных клапанов и камер сгорания производите механическим или химическим способом.

Перед тем как приступить к разборке основных механизмов двигателя, необходимо снять навесное оборудование: стартер, ремни привода агрегатов, генератор, датчики.

Разборка механизмов двигателя УАЗ Патриот:

- отсоедините шланги подогрева дросселя; отсоедините шланги вентиляции картера;

- снимите регулятор холостого хода; снимите ресивер;

- демонтируйте впускную трубу; снимите выпускной коллектор;

- отсоедините провода высокого напряжения с наконечниками от свечей;

- выверните свечи; снимите крышку клапанов с катушками зажигания;

- удалите переднюю крышку головки цилиндров (рис. 25);

- снимите верхний 5 (рис. 26) и средний 7 успокоители цепи;

- демонтируйте крышку верхнего гидронатяжителя цепи и гидронатяжитель;

- отверните болт крепления звездочки 17 (см. рис. 26) распределительного вала впускных клапанов, удерживая ключом распределительный вал от проворачивания, и снимите звездочку;

- снимите крышки 1 и 19 распределительных валов, проверив правильность меток на них;

- снимите цепь ГРМ со звездочки 4 распределительного вала выпускных клапанов и выньте распределительные валы;

- ослабьте хомуты шланга корпуса термостата; снимите термостат с корпусом;

- отсоедините скобу крепления трубки отопителя, снимите шкив насоса системы охлаждения;

- отверните болты крепления головки цилиндров УАЗ Патриот;

- снимите головку цилиндров. Если нет необходимости в разборке и ремонте термостата, ресивера, впускной трубы, выпускного коллектора и головки цилиндров, головка цилиндров может быть снята в сборе с этими узлами;

- с помощью присоски выньте гидротолкатели из головки;

- снимите усилитель картера сцепления;

- демонтируйте масляный картер и масляный насос (рис.4.28);

- отверните, при необходимости, масляный фильтр (рис. 29);

- снимите крышки 23 (рис. 30) шатунов вместе с вкладышами 9;

- выньте поршни 3 в сборе с шатунами 7. Перед разборкой шатунно-поршневой группы проверьте правильность меток на шатунах и их крышках, а также их соответствие порядковым номерам цилиндров;

- отверните храповик 17 и снимите шкив 14 коленвала УАЗ Патриот в сборе со ступицей;

- снимите крышку нижнего гидронатяжителя цепи и гидронатяжитель;

- демонтируйте насос системы охлаждения; сомите натяжной ролик;

- снимите крышку цепи. Если нет необходимости в разборке и ремонте натяжного ролика и насоса системы охлаждения, крышка цепи может быть снята в сборе с этими узлами;

- расконтрите болты крепления звездочек 8 и 9 (см.рис. 26) промежуточного вала, снимите звездочки, цепи и, при необходимости, рычаги натяжных устройств со звездочками;

- отверните болты фланца промежуточного вала;

- уберите крышку привода масляного насоса и выньте шестигранный валик и привод масляного насоса;

- отверните гайку и снимите с промежуточного вала шестерню привода масляного насоса;

- выньте промежуточный вал; снимите сцепление и маховик;

- снимите задний сальникодержатель;

- отверните болты крепления крышек коренных подшипников коленчатого вала;

- снимите крышки коренных подшипников коленчатого вала вместе с вкладышами

- выньте коленчатый вал в сборе со звездочкой; снимите звездочку с коленчатого вала.



Рис. 25. Снятие передней крышки головки цилиндров УАЗ Патриот

1 -крышка передняя; 2 -прокладка; 3 -болт



Рис. 26. Привод распределительных валов

1 -крышка распределительных валов; 2 –фланец упорный распределительного вала; 3 -распределительный вал выпускных клапанов; 4 -звездочка распредвала выпускных клапанов; 5 -успокоитель цепи верхний; 6 -цепь верхняя; 7 -успокоитель цепи средний; 8 - звездочка промежуточного вала ведущая; 9 -звездочка промежуточного вала ведомая; 10 -успокоитель цепи нижний; 11 -звездочка коленчатого вала; 12 -цепь нижняя; 13 -рычаг натяжного
устройства нижней цепи; 14 -вал промежуточный; 15 -опора болта крепления рычага натяжного устройства; 16 -рычаг натяжного устройства верхней цепи; 17 - звездочка распределительного вала впускных клапанов; 18 -распредвал впускных клапанов; 19 -крышки распределительных валов (8 шт.)



Рис. 28. Снятие масляного картера и масляного насоса

1 -прокладка; 2 -картер масляный; 3 -насос масляный; 4 -болт крепления масляного насоса к блоку цилиндров; 5 -болт крепления масляного картера; 6 -гайка крепления масляного картера; 7 -болт крепления масляного насоса; 8 -держатель масляного насоса; 9 -болт крепления держателя масляного насоса



Рис. 29. Снятие масляного фильтра

1 -фильтр масляный; 2 -штуцер масляного фильтра



Рис. 30. Кривошипно-шатунный механизм двигателя УАЗ Патриот

1 -кольца компрессионные; 2 -кольцо маслосъемное; 3 -поршень; 4 -палец поршневой; 5 -кольцо стопорное; 6 -втулка верхней головки шатуна; 7 -шатун; 8 -болт шатуна; 9 -вкладыши шатуна; 10 -полушайба верхняя; 11 -вкладыш верхний коренных подшипников коленчатого вала; 12 -вал коленчатый; 13 -шпонка; 14 -шкив; 15 -шпонка; 16 -шайба; 17 -храповик (или стяжной болт); 18 -болт крепления шкива; 19 -ступица шкива; 20 -пробка уплотнительная; 21 -звездочка; 22 -гайка болта шатуна; 23 -крышка шатуна; 24 -болт крышек коренных подшипников; 25 -полушайба нижняя; 26 - крышка коренных подшипников; 27 -сальникодержатель; 28 - прокладка; 29 -втулка распорная; 30 - сальник; 31-подшипник; 32 -маховик; 33 -болт крепления маховика; 34 -шайба болтов маховика

______________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________