Система охлаждения и питания воздухом двигателя УАЗ Патриот

Система охлаждения и питания воздухом двигателя УАЗ Патриот УАЗ Патриот

Система охлаждения двигателя ЗМЗ-409 автомобиля УАЗ Патриот показана на рис. 10. В качестве охлаждающей жидкости применяется низкозамерзающая жидкость ОЖ-40 «Лена» или ТОСОЛ-А40М.

При температуре окружающего воздуха ниже минус 40 °С нужно применять низкозамерзающую жидкость ОЖ-65 «Лена» или ТОСОЛ-А65М. В случае загорания сигнализатора перегрева двигателя необходимо немедленно остановить двигатель и устранить причину перегрева.

Периодически проверяйте уровень охлаждающей жидкости в расширительном бачке. Уровень жидкости должен быть на 3-4 см выше метки «мин». Так как охлаждающая жидкость имеет высокий коэффициент теплового расширения и ее уровень в расширительном бачке значительно меняется в зависимости от температуры, то проверку уровня производите при температуре в системе плюс 15-20 °С.

Схема системы охлаждения двигателя УАЗ Патриот

Схема системы охлаждения двигателя УАЗ Патриот

Рис. 10. Схема системы охлаждения двигателя УАЗ Патриот

  • 1 -рубашка охлаждения;
  • 2 -патрубок дросселя;
  • 3 — термостат;
  • 4 -датчик указателя температуры охлаждающей жидкости;
  • 5 -датчик температурного состояния двигателя;
  • 6 -насос системы охлаждения;
  • 7 — сливной краник блока цилиндров.

В тех случаях, когда снижение уровня охлаждающей жидкости в расширительном бачке* произошло за короткий промежуток времени или после небольших пробегов (до 500 км), проверьте герметичность системы охлаждения и, устранив негерметичность, долейте в радиатор или в расширительный бачок охлаждающую жидкость.

Через каждые три года или каждые 60 000 км (в зависимости оттого, что раньше наступит) промойте систему охлаждения и охлаждающую жидкость замените новой.

Промывайте систему охлаждения УАЗ Патриот следующим образом

  • заполните систему чистой водой, пустите двигатель, дайте ему поработать до прогрева, заглушите двигатель и слейте воду;
  • повторите указанную выше операцию.

Из-за наличия воздуха в отопителях салона и соединительных шлангах всю норму заправки жидкости залить без пуска двигателя невозможно.

Заправку системы охлаждения двигателя УАЗ Патриот производите в следующем порядке:

  • заверните сливную пробку радиатора и закройте сливной краник блока цилиндров;
  • рукоятку и рычаг управления кранами отопителя салона и дополнительного отопителя установите в положение «открыто»;
  • заполните охлаждающей жидкостью радиатор на 10-15 мм ниже горловины и расширительный бачок на 3-4 см выше метки «мин»;
  • пустите двигатель, после уменьшения уровня жидкости в верхнем бачке радиатора долейте в него охлаждающую жидкость и закройте пробку радиатора;
  • заглушите двигатель, дайте ему остыть, доведите уровень охлаждающей жидкости в расширительном бачке до нормы и закройте пробку расширительного бачка;
  • выполните 2-3 цикла прогрева — охлаждения двигателя и снова доведите уровень охлаждающей жидкости в расширительном бачке до нормы.

Для слива жидкости из системы охлаждения двигателя откройте пробку радиатора, выверните сливную пробку радиатора и откройте краник на блоке цилиндров.

При сливе необходимо рукоятку и рычаг управления кранами отопителя салона и дополнительного отопителя установить в положение «открыто».

Натяжение ремней привода агрегатов УАЗ Патриот

Натяжение ремней привода агрегатов УАЗ Патриот

Рис. 11. Натяжение ремней привода агрегатов УАЗ Патриот

  • 1 -шкив коленчатого вала;
  • 2 -натяжной ролик;
  • 3 -болт крепления натяжного ролика;
  • 4 -ремень привода насоса системы охлаждения и генератора;
  • 5 -шкив генератора;
  • 6 -регулировочный болт натяжного ролика;
  • 7 -ремень привода вентилятора и насоса гидроусилителя рулевого управления;
  • 8 -шкив насоса системы охлаждения;
  • 9 — шкив вентилятора;
  • 10 -шкив насоса гидроусилителя рулевого управления;
  • 11 -болт крепления насоса гидроусилителя рулевого управления;
  • 12 -регулировочный болт.

Регулировка натяжения ремня 4 (рис. 11) привода насоса системы охлаждения и генератора производится натяжным роликом 2, для чего необходимо: ослабить болт 3 и регулировочным болтом 6 отрегулировать натяжение ремня. Затянуть болт 3.

Прогиб ремня должен находиться в пределах 13-15 мм при нагрузке на него 8 кг. Регулировка натяжения ремня 7 (см. рис. 11) привода вентилятора и насоса гидроусилителя рулевого управления производится перемещением насоса гидроусилителя, для чего необходимо: ослабить болты 11, регулировочным болтом 12 отрегулировать натяжение ремня, перемещая насос по направляющим.

Затянуть болты 11. Прогиб ремня должен находиться в пределах 10-15 мм при нагрузке на него 4 кг.

Система охлаждения и питания воздухом двигателя УАЗ Патриот

Муфта привода вентилятора двигателя УАЗ Патриот

 

Рис. 12. Муфта привода вентилятора двигателя УАЗ Патриот

  • 1-крышка;
  • 2-корпус;
  • 3-вал;
  • 4-диск ведущий;
  • 5-шпилька крепления вентилятора;
  • 6-подшипник;
  • 7-компаунд;
  • 8-жидкость полиметилсилоксановая;
  • 9-перепускное отверстие;
  • 10 -клапан;
  • 11 -биметаллическая пружина.

Муфта привода вентилятора (рис. 12). Наружную поверхность муфты следует содержать в чистоте для обеспечения отвода тепла, выделяющегося в процессе работы муфты, и нормальной работы биметаллической пружины клапана.

Включение и выключение муфты происходит автоматически. В случае, если муфта перестает включаться или включается не полностью, двигатель может перегреваться.

Если в процессе эксплуатации муфта перестанет работать, отсоедините ее от ступицы (соединение муфты со ступицей имеет левую резьбу), снимите вентилятор, выверните из корпуса муфты две шпильки крепления вентилятора, слейте рабочую жидкость через отверстия шпилек и тщательно промойте внутреннюю полость муфты бензином.

Дайте бензину полностью стечь, затем залейте в муфту через одно из отверстий 40 г полиметилсилоксановой жидкости. Второе отверстие должно быть открытым для выхода воздуха. После этого заверните шпильки в корпус, закрепите вентилятор и установите муфту на ступицу шкива привода вентилятора.

Электровентилятор установлен на радиаторе системы охлаждения спереди. Включение и выключение происходит автоматически. Обслуживания в процессе эксплуатации не требует.

Система питания воздухом двигателя УАЗ Патриот

Система питания воздухом двигателя УАЗ Патриот

 

Рис. 15. Система питания двигателя воздухом, топливом и система выпуска УАЗ Патриот

  • 1 -шланг от регулятора давления топлива к каналу холостого хода;
  • 2 -регулятор давления топлива;
  • 3 -труба впускная;
  • 4 -ресивер;
  • 5 -регулятор холостого хода;
  • 6 -шланг малого круга вентиляции картера;
  • 7 -шланг подачи воздуха;
  • 8 -рампа топливная;
  • 9 -шланг регулятора холостого хода;
  • 10 -форсунка;
  • 11 -шланг основной ветви вентиляции картера;
  • 12 -дроссель;
  • 13 -заслонка дроссельная;
  • 14 -датчик положения дроссельной заслонки;
  • 15 -шланги подогрева дросселя;
  • 16 -коллектор выпускной.

Система питания воздухом (рис. 15) функционирует следующим образом. Воздух в двигатель УАЗ Патриот засасывается через воздушный фильтр, датчик массового расхода воздуха и одноканальное дроссельное устройство, степень открытия которого зависит от степени нажатия на педаль привода дроссельной заслонки.

В задроссельном пространстве воздушная масса разделяется трубами ресивера и уплотняется в цилиндрах двигателя за счет эффекта инерционного наддува.

В режимах запуска, прогрева и холостого хода двигателя подача воздуха осуществляется через регулируемый блоком управления обходной канал регулятора дополнительного воздуха, выполненный в обход дроссельной заслонки.

Воздушный фильтр УАЗ Патриот

Воздушный фильтр УАЗ Патриот

Рис. 16. Воздушный фильтр УАЗ Патриот

  • 1 -крышка воздушного фильтра:
  • 2 -прокладка уплотнительная;
  • 3 -корпус фильтра;
  • 4 -хомуты крепления фильтра;
  • 5 -насадок;
  • 6 -элемент фильтрующий:
  • 7, 8 -гайки.

Входной канал фильтра предназначен для забора воздуха из подкапотного пространства. Выходной канал фильтра соединен резиновым патрубком с датчиком массового расхода воздуха. Через 40000 км пробега и при снижении мощности двигателя заменяйте фильтрующий элемент.

Замену фильтрующего элемента производите в следующем порядке (рис.16.):

  • ослабьте хомут и снимите гофрированный шланг с воздушного фильтра;
  • отверните гайку 8 и выньте из корпуса фильтра крышку 1 с фильтрующим элементом 6;
  • отверните гайку 7 и снимите фильтрующий элемент;
  • установите новый фильтрующий элемент, соберите и установите воздушный фильтр.

Не допускайте эксплуатации фильтра с поврежденной уплотнительной прокладкой 2. Дроссель предназначен для регулирования массы воздуха, поступающего в цилиндры двигателя УАЗ Патриот.

Дроссель крепится к ресиверу впускного газопровода двигателя и соединяется резиновыми патрубками с датчиком массового расхода воздуха и регулятором дополнительного воздуха.

Дроссель включает в себя следующие элементы: корпус с проходным отверстием, внутри которого на оси закреплена воздушная заслонка, механизм привода дроссельной заслонки с кулисой, проточный канал системы подогрева дросселя, патрубок подвода картерных газов, патрубок отвода воздуха к регулятору холостого хода и датчик положения дроссельной заслонки.

Начальное положение дроссельной заслонки регулируется с помощью винтового упора, что исключает заклинивание заслонки и нормирует просачивание воздуха через нормально закрытое дроссельное устройство.

Плавное открытие заслонки в начальном секторе угла ее поворота, в случае резкого нажатия на педаль дроссельной заслонки, обеспечивается за счет работы кулисного механизма.

Это повышает комфортность поездки на автомобиле. Угол поворота заслонки отслеживается датчиком положения дроссельной заслонки, ось которого жестко связана с осью заслонки.

Информация о степени открытия дроссельной заслонки и скорости ее закрытия или открытия поступает в блок управления двигателем УАЗ Патриот. Привод дроссельной заслонки в процессе эксплуатации может потребовать регулировки натяжения троса. Для натяжения троса отверните гайку и затяните гайку.

Ресивер впускного газопровода предназначен для распределения по цилиндрам двигателя и уплотнения массы воздуха. Ресивер состоит из двух частей: верхнего корпуса, к которому крепятся дроссельное устройство и регулятор дополнительного воздуха, и нижнего корпуса (впускной трубы). Корпусы ресивера имеют фланцевые соединения, посредством которых части ресивера крепятся между собой и к блоку цилиндров.

Все соединения ресивера уплотняются прокладками. Распределение засасываемого воздуха по срубам ресивера помимо создания эффекта инерционного наддува позволяет ограничить перетекание топливо-воздушной смеси из впускной трубы одного цилиндра во впускную трубу другого.

Регулятор дополнительного воздуха (или регулятор холостого хода) предназначен для управления подачей воздуха в обход дроссельной заслонки на различных режимах работы двигателя. Степень открытия регулятора задается управляющими сигналами блока управления.

Оцените статью
УАЗ_ЛЮКС