Двигатель ЗМЗ-409, устанавливаемый на автомобили УАЗ-Патриот (УАЗ-3163), УАЗ Хантер 315195, бензиновый, 4-Двигатель ЗМЗ-409, устанавливаемый на автомобили УАЗ-Патриот (УАЗ-3163), УАЗ Хантер 315195, бензиновый, 4-цилиндровый, рядный с комплексной микропроцессорной системой управления впрыском топлива и зажиганием двигателя.
Двигатель ЗМЗ-409
- 1 — датчик указателя температуры ОЖ;
- 2 — датчик температурного состояния двигателя;
- 3 — датчик сигнализатора аварийного давления масла;
- 4 — датчик указателя давления масла;
- 5 — грузовая проушина;
- 6 — стержневой указатель уровня масла;
- 7 — датчик фазы;
- 8 — экран датчика фазы;
- 9 — сливная пробка масляного картера;
- 10 — выпускной коллектор;
- 11 — сливной краник ОЖ.
Устройство и запасные части двигателя ЗМЗ-409
- Блок цилиндров и коленвал ЗМЗ-409
- ГРМ и клапаны ЗМЗ-409
- Система смазки ЗМЗ-409
- Система охлаждения и питания ЗМЗ-409
Основные характеристики двигателя ЗМЗ-409 автомобилей УАЗ-Патриот (УАЗ-3163), УАЗ Хантер 315195
- Диаметр цилиндра и ход поршня, мм — 95,5×94 Рабочий объем цилиндров, см3 — 2693
- Степень сжатия — 9,0
- Порядок работы цилиндров — 1-3-4-2
- Направление вращения коленчатого вала (наблюдая со стороны шкива) — правое
- Номинальная мощность при частоте вращения 4400 мин-1, кВт (л.с.) — 105 (142,8)
- Максимальный крутящий момент при частоте вращения 3900±200 мин-1, Нм (кг/см) — 230,0 (23,5)
- Минимальный удельный расход топлива, г/кВт/ч ( г/л.сч) — 265,2(195)
- Расход масла на угар, % от расхода топлива — 0,3
- Масса не заправленного двигателя со сцеплением, кг — 190
- Система питания топливом — впрыск топлива во впускную трубу
- Система вентиляции — закрытая, принудительная, действующая за счет разрежения во впускной системе
- Система смазки — комбинированная, под давлением и разбрызгиванием
- Масляный фильтр — 2105С-1012005-НК-2
- Датчик указателя давления масла — ММ-358
- Датчик сигнализатора аварийного давления масла — 30.3829
- Система охлаждения — жидкостная, закрытая, с принудительной циркуляцией жидкости
- Термостат — ТС107-05, ТР-01
- Датчик указателя температуры охлаждающей жидкости — ТМ106-11
- Воздушный фильтр — сухой, с картонным фильтрующим элементом
Электрооборудование — постоянного тока, однопроводное, отрицательные клеммы источников и потребителей соединены с корпусом
Номинальное напряжение, В — 12
Генератор — 9422.3701 или 2502.3771, со встроенным выпрямительным блоком и регулятором напряжения. Трехфазный синхронный генератор переменного тока 9422.3701 со встроенным выпрямительным блоком и регулятором напряжения Я212А11Е предназначен для работы в качестве источника электрической энергии параллельно с аккумуляторной батареей в системе электрооборудования автомобиля ГАЗ — 31029.
Стартер — 6012.3708 или 406.3708. Стартер представляет собой электродвигатель постоянного тока независимого возбуждения с номинальным напряжением 12 В. Система зажигания — микропроцессорная, осуществляющая управление углом опережения зажигания Катушки зажигания — 406.3705 Свечи зажигания — А14ДВР
Параметры регулировки и контроля двигатель ЗМЗ-409 автомобиля УАЗ-Патриот (УАЗ-3163), УАЗ Хантер 315195
- Давление в системе смазки на прогретом двигателе ЗМЗ-409 в месте установки датчика аварийного давления масла при частоте вращения коленчатого вала на холостом ходу 850±50 мин-1, кПа (кгс/см2), не менее — 98 (1,0)
- Прогиб ремня привода вспомогательных агрегатов при нажатии с усилием 8 кгс, мм — 14 ± 1
- Зазор между электродами свечей зажигания, мм — 0,7…0,85
- Нормальная температура жидкости в системе охлаждения, °С — 80…90
- Минимальная частота вращения коленчатого вала на холостом ходу, мин-1 — 850 ± 50Необходимость в ремонте двигателя ЗМЗ-409 наступает после пробега 200-250 тыс.км. в зависимости от условий эксплуатации.
К этому пробегу зазоры достигают величин, вызывающих падение мощности, уменьшение давления масла в масляной магистрали, резкое увеличение расхода масла (свыше 200 г/100км), чрезмерное дымление двигателя, повышенный расход топлива, а также возможны стуки.
Зазоры в сопряжении основных деталей двигателя ЗМЗ-409 (УАЗ-Патриот, УАЗ Хантер 315195) вследствие износа не должны превышать следующих величин в мм:
- юбка поршня — цилиндр блока — 0,25
- поршневое кольцо — канавка в поршне (по высоте) — 0,15
- поршень — поршневой палец — 0,015
- замок поршневого кольца — 2,5
- верхняя головка шатуна — поршневой палец — 0,03
- шатунные и коренные подшипники — шейки коленвала — 0,15
- стержень клапана – втулка — 0,20
- шейки распредвалов – опоры в головке — 0,20
- осевой люфт коленчатого вала — 0,36
Работоспособность двигателя ЗМЗ-409 может быть восстановлена либо заменой изношенных деталей новыми, стандартного размера, либо восстановлением изношенных деталей и применением сопряженных с ними новых деталей ремонтного размера.
Для этой цели предусмотрен выпуск поршней, поршневых колец, вкладышей шатунных и коренных подшипников коленчатого вала, направляющих втулок впускных и выпускных клапанов и ряда других деталей ремонтного размера. цилиндровый, рядный с комплексной микропроцессорной системой управления впрыском топлива и зажиганием двигателя.