Сборочные узлы, комплектующие и запчасти автомобилей УАЗ Патриот, УАЗ Хантер, УАЗ-31512, 31514, 31519, УАЗ-469, УАЗ-3303, 3909, УАЗ-452, 3962, УАЗ-2206, 3741

Дизельные двигатели ЗМЗ-51432

Дизельные двигатели ЗМЗ-51432 выпускаются в комплектации с оборудованием (топливной аппаратурой, электрооборудованием и сцеплением), установленным и закрепленным на двигателе, за исключением фильтра тонкой очистки топлива, который на двигателе закреплен в транспортном положении, при установке двигателя в автомобиль УАЗ-Патриот фильтр должен быть установлен и закреплен на кузове автомобиля.

На двигателе устанавливаются транспортные скобы для его транспортировки до установки в автомобиль. В составе автомобилей двигатель доукомплектовывается деталями, узлами и агрегатами систем топливоподачи, охлаждения, воздухоподачи, нейтрализации и выпуска отработавших газов, размещаемыми на автомобиле.

Двигатели ЗМЗ-51432 предназначены для установки на автомобили УАЗ-Патриот с колесной формулой 4х4 и полной массой до 3 500 кг, эксплуатируемых при температурах окружающего воздуха от минус 45 С до плюс 40 С, относительной влажности воздуха до 75 % (при температуре плюс 15 С), запыленности воздуха до 1 г/м3, а также в районах, распложенных на высоте до 4 000 м над уровнем моря.

Детали и системы дизельного двигателя ЗМЗ-51432

Основные компоненты дизеля ЗМЗ-51432

Газораспределительный механизм (ГРМ) ЗМЗ-51432

Система смазки двигателя ЗМЗ-51432

Система охлаждения двигателя ЗМЗ-51432

Топливная система двигателя ЗМЗ-51432

Системы выпуска воздуха и рециркуляции отработавших газов ЗМЗ-51432

Сцепление двигателя ЗМЗ-51432

Электрооборудование и система управления двигателя ЗМЗ-51432

Датчики и механизмы системы управления двигателем ЗМЗ-51432

Функции системы управления двигателем ЗМЗ-51432

В зависимости от конструктивных особенностей автомобилей комплектации двигателей имеют различия по конструкции некоторых наружных элементов и программному обеспечению, обеспечивающих адаптацию двигателя к конкретной модели автомобиля.



Рис. 5. Двигатель УАЗ-Патриот ЗМЗ-51432 (вид слева)

1 – блок цилиндров; 2 – крышка цепи; 3 – патрубок подвода охлаждающей жидкости в водяной насос (44 мм); 4 – шланг соединительный трубки отопителя с патрубком водяного насоса; 5 – опора вентилятора (М24х1,5 левая); 6 – насос ГУР; 7 – датчик температуры охлаждающей жидкости; 8 – патрубок термостата (отвода нагретой охлаждающей жидкости из двигателя 38 мм); 9 – компрессор кондиционера; 10 – разъем электропровода компрессора кондиционера; 11 – шланг вентиляции; 12 – трубка рециркуляции отработавших газов; 13 – клапан рециркуляции отработавших газов; 14 – экран теплоизоляционный; 15 – головка цилиндров; 16 – турбокомпрессор; 17 – трубка отопителя; 18 – скоба подъема двигателя (транспортное положение); 19 – трубка указателя уровня масла; 20 – штифт установочный картера сцепления (коробки перемены передач); 21 – усилитель картера сцепления; 22 – пробка (К1/4) слива охлаждающей жидкости из блока цилиндров; 23 – точки крепления лотка подогревателя (М8); 24 – место указания обозначения комплектации и порядкового номера двигателя; 25 – патрубок впускной турбокомпрессора.



Рис. 6. Дизельный двигатель ЗМЗ-51432 (вид спереди)

1 – ролик натяжной ремня (автоматический, Æ65) привода водяного насоса, генератора и ТНВД; 2 – электромагнитный клапан управления расходом топлива; 3 – ролик опорный (55); 4 – шкив ТНВД (167,5); 5 – ремень привода водяного насоса, генератора и ТНВД (6РК 1600); 6 – шкив генератора (52,1); 7 – штуцер отбора вакуума из вакуумного насоса; 8 – скоба подъема двигателя; 9 – крышка клапанов; 10 – охладитель рециркулируемых газов (ОРГ); 11 – этикетка с обозначением комплектации, порядкового номера двигателя и IMA-кодов топливных форсунок; 12 – крышка маслозаливной горловины; 13 – шкив вентилятора (120,1); 14 – указатель уровня масла; 15 – датчик аварийного давления масла; 16 – ролики натяжения ремня привода вентилятора, компрессора кондиционера и насоса ГУР (55, эксцентриситет 6 мм); 17 – шкив компрессора кондиционера (121); 18 – ремень привода вентилятора, компрессора кондиционера и насоса ГУР (6РК1693); 19 – кронштейн компрессора кондиционера и насоса ГУР; 20 – шкив насоса ГУР (121); 21 – шкив водяного насоса (108,8); 22 – заглушка отверстия под штифт-фиксатор коленчатого вала; 23 – шланг слива масла с
турбокомпрессора; 24 – шкив коленчатого вала (120,3); 25 – картер масляный; 26 – болт стяжной коленчатого вала (М 20х1,5); 27 – датчик положения коленчатого вала; 28 – кронштейн ТНВД и генератора.



Рис. 7. Дизель УАЗ-Патриот ЗМЗ-51432 (вид справа)

1 – блок цилиндров; 2 – маховик; 3 – сцепление; 4 – стартер; 5 – патрубок отопителя; 6 – трубка отопителя; 7 – фильтр масляный; 8 – головка блока цилиндров; 9 – свеча накаливания; 10 – аккумулятор; 11 – топливопроводы высокого давления; 12 – топливопроводы отсечного топлива; 13 – жгут электропроводов системы управления двигателем; 14 – труба впускная; 15 – патрубок воздухоподающий; 16 – болт крепления генератора; 17 – генератор; 18 – топливный насос высокого давления; 19 – топливопровод подачи отфильтрованного топлива низкого давления к ТНВД; 20 – датчик указателя давления масла; 21 – датчик положения коленвала; 22 – ротор датчика положения коленчатого вала; 23 – жидкостно-масляный теплообменник (ЖМТ); 24 – шланги подвода-отвода охлаждающей жидкости к ЖМТ; 25 – картер масляный; 26 – пробка (К1/8) канала подвода масла к приводу масляного насоса; 27 - пробка слива масла из двигателя (S15, М14х1,5).



Рис. 8. Поперечный разрез двс ЗМЗ-51432

1 – вал коленчатый; 2 – валик привода масляного насоса; 3 – привод масляного насоса; 4 – клапан форсунки охлаждения поршня; 5 – масляный фильтр; 6 – жидкостно-масляный теплообменник; 7 – шестерни привода масляного насоса; 8 – труба впускная; 9 – гидроопора рычага привода клапана; 10 – клапан впускной; 11 – рычаг привода клапана; 12 – патрубок воздухоподающий; 13 – клапан выпускной; 14 – датчик фазы; 15 – электромагнитная форсунка; 16 – уплотнитель крышки клапанов; 17 – кольцо уплотнительное; 18 – шланг вентиляции; 19 - патрубок впускнойтурбокомпрессора; 20 – датчик аварийного давления масла; 21 – прокладка выпускного коллектора; 22 – коллектор выпускной; 23 –турбокомпрессор; 24 – трубка нагнетательная подвода масла к турбокомпрессору; 25 – пробка слива охлаждающей жидкости из блока цилиндров (К 1/4); 26 – шланг слива масла из турбокомпрессора; 27 – болт крышки коренного подшипника; 28 – жидкая прокладка масляного картера (Loctite5900); 29 – болт крышки шатунного подшипника; 30 – кронштейн крепления масляного насоса; 31 – патрубок маслоприемный; 32 – шестерни масляного насоса; 33 – корпус масляного насоса.



Рис. 9. Продольный разрез дизеля ЗМЗ-51432

1 – вал коленчатый; 2 – сальник коленчатого вала задний; 3 – маховик; 4 – диск сцепления ведомый; 5 – диск сцепления нажимной; 6 – шатун; 7 – палец поршневой; 8 – прокладка головки цилиндров; 9 – поршень; 10 – головка цилиндров; 11 – топливная форсунка; 12 – клапан рециркуляции отработавших газов; 13 – охладитель рециркулируемых газов; 14 – маслоотделитель; 15 – указатель уровня масла; 16 – блок крышек опор распредвалов; 17 – болт крепления головки цилиндров; 18 – фланец упорный распределительного вала; 19 – крышка маслозаливной горловины; 20 – вал распределительный; 21 – звездочка распределительного вала; 22 – втулка цанговая; 23 – прокладка крышки клапанов; 24 – ротор
вакуумного насоса; 25 – опора вентилятора; 26 – вал промежуточный; 27 – насос водяной; 28 – уплотнительное кольцо носка коленвала; 29 – сальник коленчатого вала передний; 30 – блок цилиндров; 31 – подшипник коленвала упорный; 32 – насос масляный; 33 – клапан редукционный масляного насоса; 34 – подшипник коленчатого вала коренной; 35 – успокоитель масла; 36 – подшипник коленвала шатунный.

Технические характеристики двигателя ЗМЗ-51432 УАЗ-Патриот и его систем

Тип двигателя - Дизельный, с непосредственным впрыском, и турбонаддувом и промежуточным охлаждением наддувочного воздуха

Число тактов - 4

Число цилиндров - 4

Расположение цилиндров - Вертикально в ряд

Порядок работы цилиндров - 1-3-4-2

Направление вращения коленчатого вала по ГОСТ 22836 - Правое

Диаметр цилиндра, мм - 87

Ход поршня, мм - 94

Рабочий объем двигателя, л - 2,235

Степень сжатия - 19,0

Максимальная мощность нетто при частоте вращения 3500 мин-1,кВт (л. с.) - 83,5 (114)

Номинальная мощность нетто при частоте вращения 3800 мин-1, кВт (л. с.) - 81 (110)

Максимальный крутящий момент нетто при частоте вращения 1800…2800 мин-1, Н·м (кг/см) - 270 (27,5)

Удельный расход топлива нетто, г/кВтч:

- минимальный 225 (165)
- при номинальной мощности - 260

Система питания ЗМЗ-51432 - Аккумуляторного типа с электронным управлением CRS2.0 BOSCH

Топливный насос высокого давления (ТНВД) - Радиально-плунжерного типа, СР1Н, 0 445 010 330, BOSCH

Ремень привода ТНВД и агрегатов - Поликлиновой, 6РК1600

Форсунки - Электрогидравлическая, CRI 2.14, 0 445 110 502, BOSCH

Топливная рампа - LWR2-16, 0 445 214 285, BOSCH

Фильтр тонкой очистки топлива (ФТОТ) - с подогревателем, ручным подкачивающим насосом, датчиком температуры топлива и датчиком
наличия воды

Сменный фильтрующий элемент ФТОТ - 1 457 434 310

Система смазки ЗМЗ-51432 - Комбинированная многофункциональная: под давлением смазываются коренные и шатунные подшипники коленчатого вала, подшипники распределительных и промежуточного валов, детали привода масляного насоса, опоры рычагов привода клапанов и натяжители цепей, подшипники турбокомпрессора, струями масла охлаждаются поршни. Остальные поверхности смазываются разбрызгиванием. На двигателе
предусмотрены места под соединения предпускового подогревателя к водяной рубашке блока и места крепления лотка подогревателя на масляном поддоне.

Масляный фильтр - с фильтрующим элементом перепускного клапана 2101С-1012005-НК-2

Жидкостно-масляный теплообменник - Встроенный в систему охлаждения и смазки, полнопоточный 5143.1013010-30 или 245-1017005-11

Масляный насос - Шестеренчатый, односекционный, расположен в масляном картере 514.1011010-30.

Система охлаждения - Жидкостная, закрытая, с принудительной циркуляцией и подачей охлаждающей жидкости в блок цилиндров. На двигателе предусмотрены места подсоединения предпускового подогревателя к водяной рубашке блока, вентилятора с вязкостной.

Термостат - Одноклапанный, типа ТА108-01

Насос системы охлаждения - Центробежный, приводимый от шкива коленчатого вала ремнем 6РК1600, 51432.1307010

Система наддува - Турбокомпрессором, приводимым отработавшими газами

Турбокомпрессор WGT- с клапаном перепуска ОГ минуя турбину.

Система рециркуляции ОГ - С пневмоэлектрическим управлением.

Охладитель рециркулируемых газов - Кожухо-трубный теплообменник, 51432.1213100

Клапан рециркуляции - Пневматический, 51432.1213008

Дроссельная заслонка - С электроприводом, 51432.1148090

Сцепление - Сухое, однодисковое, с диафрагменной нажимной пружиной

Нажимной диск - 4064.1601090-03 или 4064.1601090-04

Ведомый диск с демпфером холостого хода - 514.1601130 (LUK 324021511)

Система вентиляции - Закрытая, принудительная

Воздушный фильтр - С сухим фильтрующим элементом, производительностью 500 м 3 /ч

Вакуумный насос - Однолопастного типа, расположен на передней крышке головки цилиндров, с минимальным разрежением при оборотах коленчатого вала 850 мин-1 - 0,8 бар.

Время достижения разрежения 0,6 и 0,8 бар из объема 5,5 л не более 8 и 20 с соответственно.

Электрооборудование - Постоянного тока, номинальное напряжение 12 В, система однопроводная, отрицательные выводы источников и потребителей электрической энергии соединены с корпусом двигателя

Генератор - 5122.3771000-30

Стартер - 6012.3708

Свечи накаливания - Штифтовые, металлические, 0 250 202 045, BOSCH

Система управления двигателем - Электронный блок управления микропроцессорный, EDC16C39-6.H1, 0 281 018 675, BOSCH

Датчик температуры охлаждающей жидкости - Терморизистивный, 40904.3828000 TF-W,

Датчик синхронизации - Индукционного типа, 40904.3847010, DG -6 -К

Датчик массового расхода воздуха - Термоанемометрический, пленочный с интегрированным терморезистивным датчиком температуры воздуха, HFM-7, 0 281 006 291, BOSCH

Модуль педали акселератора - Потенциометрического типа, АРМ 1.2, 0 280 755 115

Реле подогрева топлива - Электромагнитного типа

Клапан управления системой рециркуляции отработавших газов – модулятор - Электромагнитный, 31631-1223010ДС


______________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________