______________________________________________________________________________
Система смазки двигателя ЗМЗ-51432
Система смазки двигателя ЗМЗ-51432 УАЗ-Патриот
комбинированная. Смазка трущихся деталей двигателя осуществляется под
давлением и разбрызгиванием. Масло также выполняет функцию охлаждающей
жидкости для охлаждения поршней и подшипников турбокомпрессора и
рабочего тела в гидроопорах и гидронатяжителях.
Циркуляция масла происходит следующим образом. Масляный насос засасывает
масло из масляного картера и по каналу 1 в блоке цилиндров подводит его
к жидкостно-масляному теплообменнику, а затем к полнопоточному масляному
фильтру.
В жидкостно-масляном теплообменнике происходит охлаждение масла
охлаждающей жидкостью при работе прогретого двигателя. При прогреве
после холодного пуска двигателя нагретая стенками камеры сгорания
охлаждающая жидкость подогревает масло.
После фильтра очищенное масло поступает в центральную масляную
магистраль блока цилиндров и по каналам в блоке поступает к
потребителям:
коренным подшипникам, форсункам охлаждения поршней, подшипникам
промежуточного вала, верхнему подшипнику валика привода масляного
насоса, к гидронатяжителю цепи первой ступени привода распределительных
валов, в головку цилиндров.
От коренных подшипников масло по каналам коленчатого вала поступает к
шатунным подшипникам. Поршневые пальцы и верхние головки шатунов
смазываются разбрызгиванием.
От верхнего подшипника валика привода масляного насоса масло через
поперечные сверления и внутреннюю полость валика подается для смазки
торцовой поверхности ведомой шестерни привода и нижнего подшипника
валика. Шестерни привода масляного насоса смазываются струей масла,
выходящей из калиброванного отверстия, выполненного в стенке центральной
масляной магистрали.
В головке блока цилиндров располагается система отверстий для подвода
масла к опорам распределительных валов, гидронатяжителю цепи второй
ступени привода распределительных валов, вакуумному насосу, гидроопорам
и датчику аварийного давления масла.
Через отверстия гидроопор и каналы в рычагах привода клапана струями
масла смазываются поверхности роликов рычагов, кулачки распредвалов и
подшипники роликов. Вращающиеся кулачки распредвалов создают масляный
«туман», которым смазываются торцы и направляющие клапанов,
торцы клапанных пружин, зубья звездочек распредвалов.
Стекающее по передней части головки и блока цилиндров дизельного
двигателя ЗМЗ-51432 УАЗ-Патриот масло смазывает приводные цепи,
звездочки, оси рычагов натяжных устройств, их подшипники, направляющие
успокоителей приводных цепей.
В задней части головки и блока цилиндров имеется отверстие для слива
масла в масляный картер двигателя. Из блока цилиндров масло под
давлением по нагнетательной трубке поступает в турбокомпрессор для
смазки и охлаждения подшипникового узла.
Из турбокомпрессора отработавшее масло по шлангу стекает в масляный
картер двигателя. Очистка масла осуществляется многоступенчато:
сеткой, установленной на приемном парубке масляного насоса, фильтрующими
элементами грубой и тонкой очистки полнопоточного масляного
фильтра.
Охлаждение поршней осуществляется струями масла, вытекающими из форсунок
в блоке цилиндров при давлении масла свыше 1,1…1,6 кгс/см2, к
которым масло поступает через клапаны из центральной масляной
магистрали.
Масло в двигатель заливается через маслоналивное отверстие в крышке
клапанов, закрытое крышкой. Уровень масла контролируется указателем
уровня масла по меткам «П» и «0» на его стержне.
При эксплуатации автомобиля по пересеченной местности с критическими
углами крена уровень масла следует поддерживать вблизи метки «П», но
не превышая его. Слив масла производится через отверстие в масляном
картере, закрытое пробкой.
Для регулирования (ограничения) давления масла в двигателе применяется
редукционный клапан, встроенный в маслоприемный патрубок насоса.
Ограничение давления масла в смазочной системе двигателя позволяет
оптимизировать работу гидроопор рычагов привода клапанов и
гидронатяжителей, а также ограничить затраты мощности на привод
масляного насоса и, соответственно, снизить нагрузки на детали его
привода.
Контроль давления масла в двигателе осуществляется с помощью датчика
указателя давления масла, установленного на блоке цилиндров и
датчика-сигнализатора аварийного давления масла, установленного на
головке цилиндров. Сигнализатор аварийного давления масла (контрольная
лампа на панели приборов) загорается при давлении масла ниже 40...80 кПа
(0,4...0,8 кгс/см2).
При этом давление масла в головке цилиндров, в зависимости от увеличения
зазоров в подшипниках по мере их износа, может быть меньше, чем в
центральной масляной магистрали блока цилиндров на 0,2…0,8 кгс/см2.
Рис. 29. Схема циркуляции системы смазки в двигателе ЗМЗ-51432
УАЗ-Патриот
1 – нагнетательные каналы; 2 – форсунка охлаждения поршня; 3 – канал
подвода масла в центральную масляную магистраль; 4 – центральная
масляная магистраль; 5 – фильтр грубой очистки; 6 – фильтр тонкой
очистки; 7 – перепускной клапан; 8 – теплообменник; 9 – ведомая шестерняпривода масляного насоса; 10 – промежуточный вал с ведущей шестерней
привода масляного насоса; 11 – канал охлаждения поршня; 12 – канал
подвода масла к гидроопорам рычагов привода впускных клапанов; 13 –
гидроопора; 14 – указатель уровня масла; 15 – маслоотделитель; 16 –
канал
подвода масла к гидроопорам рычагов привода выпускных клапанов; 17 –
датчик аварийного давления масла; 18 – трубка нагнетательная; 19 –
каналы подачи масла; 20 – шланг слива масла из турбокомпрессора; 21 –
масляный картер; 22 – пробка слива масла; 23 – маслоприемный патрубок; 24 – масляный насос; 25 – успокоитель масла.
Рис. 30. Схема подачи смазочного масла из ЦММ
1 – канал подвода масла к первому коренному подшипнику; 2 – канал
подвода масла к нижнему гидронатяжителю; 3 – центральная масляная
магистраль; 4 – канал подвода масла к первой опоре промежуточного вала;
5 – канал подвода масла к головке цилиндров; 6 – канал подвода масла ксистеме смазки деталей привода клапанов; 7 – канал подвода масла к
верхнему гидронатяжителю; 8 – канал подвода масла к деталям привода
впускных клапанов; 9 – каналы подвода масла к первым опорам
распредвалов; 10 – канал подвода масла к деталям привода выпускных
клапанов.
Рис. 31. Схема подачи смазочного масла к деталям привода ГРМ ЗМЗ-51432
УАЗ-Патриот
1 – канал подвода масла к гидроопорам рычагов привода впускных клапанов;
2 – канал подвода масла к деталям привода выпускных клапанов; 3 –
канал подвода масла ко второй опоре выпускного распредвала; 4 – канал
подвода масла к датчику аварийного давления масла; 5 – канал подвода
масла в головку цилиндров; 7 – канал подвода масла к верхнему
гидронатяжителю; 8 – вакуумный насос; 9 – трубка подачи масла к
вакуумному
насосу.
Рис. 32. Схема подачи смазочного масла к приводу масляного насоса
УАЗ-Патриот
1 – ведомая шестерня привода масляного насоса; 2 – промежуточный вал с
ведущей шестерней привода масляного насоса; 3 – центральная масляная
магистраль (ЦММ).
Рис. 33. Схема подачи смазочного масла в канал охлаждения поршня
1 – клапан форсунки; 2 – форсунка охлаждения поршня; 3 – центральная
масляная магистраль (ЦММ); 4 – канал для охлаждения поршня; 5 – поршень;
6 – подвод масла; 7 – слив масла.
Масляный насос (рис. 34) – шестеренного типа, установлен внутри
масляного картера и крепится к блоку цилиндров двумя болтами и
держателем
масляного насоса. Высота шестерен 40 мм.
Рис. 34. Масляный насос ЗМЗ-51432 УАЗ-Патриот
1 – корпус; 2 – проставка; 3 – приемный патрубок; 4 – защитная сетка; 5
– канал для перепуска масла; 6 – плунжер; 7 – перепускное отверстие; 8 –
дополнительное перепускное отверстие; 9 – редукционный клапан масляного
насоса; 10 – пружина; 11 – шплинт; 12 – шайба.
Ведущая шестерня напрессована на валик, а ведомая свободно вращается на
оси, запрессованной в корпус насоса. Корпус насоса 1 изготовлен из
алюминиевого сплава, шестерни – из металлокерамики. К корпусу тремя
винтами крепится маслоприемный патрубок 3, закрытый сеткой 4.
Редукционный клапан 9 масляного насоса плунжерного типа, расположен в
приемном патрубке 3 масляного насоса. Под пружиной плунжера может
устанавливаться регулировочная шайба. Удалять установленную шайбу
запрещается, поскольку это приведет к падению давления в системе смазки
двигателя.
При достижении в системе смазки двигателя давления масла более 400 кПа
(4,1 кгс/см2) плунжер редукционного клапана начинает перемещаться,
открывая отверстия 7 и 8 для перепуска части масла в зону всасывания
масляного насоса и масляный картер двигателя. С последующим ростом
оборотов двигателя темп роста давления масла в системе смазки
замедляется и стабилизируется.
Привод масляного насоса (рис. 35) – осуществляется парой шестерен с
винтовыми зубьями от промежуточного вала.
Рис. 35. Шестерни привода масляного насоса УАЗ-Патриот
1 – ведущая шестерня с гайкой; 2 – ведомая шестерня; 3 – приводной валик
(шестигранник l = 233 мм).
Ведомая шестерня 2 напрессована на полый вал, вращающийся в опорах блока
цилиндров, вращение на масляный насос передается шестигранным
валиком 3, входящим в зацепление, с одной стороны с шестигранным
отверстием втулки, запрессованной в ведомую шестерню, с другой в
шестигранное отверстие валика масляного насоса.
Ведомая шестерня при работе прижимается верхней торцевой поверхностью к
крышке привода, образуя упорный подшипник (рис. 32). Шестерни
привода изготавливаются из высокопрочного чугуна и подвергаются газовому
азотированию для увеличения твердости и износостойкости.
Фильтр очистки масла ЗМЗ-51432 (рис. 36) – На период обкатки автомобиля
до проведения ТО-0 на двигатель устанавливает технологический
полнопоточный масляный фильтр (406.1012005-02), рассчитанный только на
период обкатки двигателя и при проведении ТО-0 технологический
масляный фильтр (406.1012005-02) должен быть заменен на один из
следующих масляных фильтров 2101С-1012005-НК-2 (для а/м УАЗ-315148) или
560-1012005 (для а/м УАЗ-31638, 23638, 23608), либо на W940 (УАЗ-31638,
23638, 23608) W930/21 (УАЗ-315148).
Фильтры 2101С-1012005-НК-2, 560-1012005 и 406.1012005-02 фильтрующим
элементом перепускного клапана 3, снижающим вероятность попадания
неочищенного масла в систему смазки при пуске холодного двигателя и
предельном загрязнении основного фильтрующего элемента.
Фильтр очистки масла работает следующим образом. Масло под давлением
через периферически расположенные отверстия в крышке 7 попадает в
полость между наружной поверхностью основного фильтрующего элемента 5 и
корпусом 2, проходит через фильтрующую штору элемента 5,
очищается и попадает через центральное отверстие крышки 7 в центральную
масляную магистраль.
При предельном загрязнении основного фильтрующего элемента или холодном
пуске, когда масло очень густое и не может пройти через основной
фильтрующий элемент 5, открывается перепускной клапан 4 и масло в
двигатель проходит, очищаясь более грубым фильтрующим элементом 3
перепускного клапана.
Рис. 36. Масляный фильтр УАЗ-Патриот
1 – пружина; 2 – корпус; 3 – фильтрующий элемент перепускного клапана; 4
– перепускной клапан; 5 – основной фильтрующий элемент; 6 –
противодренажный клапан; 7 – крышка; 8 – прокладка
Противодренажный клапан 6 препятствует вытеканию масла из фильтра при
неработающем двигателе и последующему «масляному голоданию» при
пуске. Масляный фильтр подлежит замене при проведении ТО и через каждые
последующие 7 500 км пробега автомобиля одновременно со сменой
масла.
______________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________
- КПП УАЗ-Патриот
- Раздатка УАЗ-Патриот
- Ведущие мосты УАЗ-Патриот
- Подвеска УАЗ-Патриот
- Рулевое управление УАЗ-Патриот
- Неисправности ГУР УАЗ Патриот и их устранение
- Компоненты гидропривода тормозов УАЗ-Патриот
- Двигатель УАЗ-469 и его основные детали
- Коробка передач КПП УАЗ-469
- Ведущие передние и задние мосты УАЗ-469
- Сцепление автомобилей УАЗ-469
- Блок цилиндров и ГРМ двигателей УАЗ-31512, 31514
- Передняя и задняя подвески УАЗ-31512, 31514
- Операции по сборке-разборке мостов УАЗ-31512, 31514
- Рулевое управление УАЗ-31512, 31514 и его детали
- Тормозная система УАЗ-31512, 31514
- Коробка передач УАЗ-452
- Сцепление УАЗ-452 и его детали
- Раздаточная коробка УАЗ-452
- Мосты УАЗ-452 и его комплектующие
- Коробка передач УАЗ-3909, УАЗ-2206
- Карданная передача УАЗ-3909, УАЗ-2206
- Передний мост УАЗ-3909, УАЗ-2206
- Тормоза УАЗ-3909, УАЗ-2206