Сцепление двигателя ЗМЗ-51432

sczeplenie-dvigatelya-zmz-51432 УАЗ Патриот

Сцепление ЗМЗ-51432 УАЗ-Патриот (рис. 79) — сухое, однодисковое, с диафрагменной нажимной пружиной, состоит из нажимного и ведомого дисков.

Схема сцепления

Сцепление УАЗ-Патриот дизель в сборе

Рис.79. Сцепление УАЗ-Патриот дизель в сборе

  • 1 – маховик;
  • 2 – болт крепления нажимного диска сцепления;
  • 3 – ведомый диск;
  • 4 – нажимной диск;
  • 5 – диафрагменная нажимная пружина;
  • 6 – опорное кольцо;
  • 7 – кожух нажимного диска;
  • 8 – пластинчатые соединительные пружины;
  • 9 – подшипник первичного вала коробки передач;
  • 10 – установочный штифт коробки передач;
  • 11 – усилитель картера сцепления коробки передач.

К заднему фланцу блока цилиндров двигателя крепится коробка переключения передач. Передний конец первичного вала коробки передач входит в подшипник 9, установленный в маховике, и шлицами — в ступицу ведомого диска сцепления.

Для обеспечения соосности первичного вала коробки передач и подшипника, установленного в отверстие маховика, коробка передач устанавливается на два штифта 11, запрессованных в задний торец блока цилиндров.

Картер сцепления, выполненный в литье вместе с корпусом коробки переключения передач, соединяется, для повышения общей конструктивной жесткости силового агрегата, с блоком цилиндров двигателя через Г-образный усилитель 9. Нажимной диск (корзина) в сборе (рис. 79 и рис. 80) состоит из кожуха, диафрагменной нажимной пружины, нажимного диска и пластинчатых пружин.

Кожух 7 закреплен на маховике 1 шестью специальными центрирующими болтами 2. Усилие нажимной диафрагменной пружины 5 создает силу трения между поверхностями маховика, корзины и зажатых между ними фрикционных накладок ведомого диска, необходимую, для передачи крутящего момента двигателя от маховика через ведомый диск сцепления на первичный вал коробки передач.

Корзина сцепления ЗМЗ-51432 Уаз-Патриот дизель

Корзина сцепления ЗМЗ-51432 Уаз-Патриот дизель

Рис. 80. Корзина сцепления ЗМЗ-51432 Уаз-Патриот дизель

  • 1 – корзина;
  • 2 – диафрагменная нажимная пружина;
  • 3 – кожух;
  • 4 – пластинчатые соединительные пружины;
  • 5 – маркировка обозначения нажимного диска.

Нажимная пружина представляет собой тарельчатый усеченный конус, рассеченный от вершины на пятнадцать лепестков, выполняющих роль рычагов выключения сцепления, при этом основание пружины остается не разрезанным. Неразрезанное основание конуса зажато между опорным кольцом 6 и выступами (захватами) на кожухе.

Опорное кольцо, прикрепленное к кожуху, используется в роли шарнира, относительно которого, при нажатии на концы лепестков, происходит перемещение нижнего пояса основания диафрагменной пружины, опирающегося на кольцевой гребень корзины, при этом она освобождается от усилия пружины, прижимающего его к маховику.

Корзина сцепления ЗМЗ-51432 УАЗ-Патриот связана с кожухом соединительными пластинами (листовыми пружинами), которые одним концом приклепаны к выступам нажимного диска, другим – к кожуху.

С их помощью происходит передача крутящего момента от кожуха к нажимному диску, его отвод от маховика при нажатии выжимного подшипника на лепестки пружины (выключение сцепления).

Нажимной диск в сборе подвергнут статической балансировке путем установки во фланец кожуха специальных балансировочных грузиков. Ведомый диск (рис. 81) имеет две фрикционные накладки 1, приклепанные независимо одна от другой к пластинчатым пружинам, также снабжен встроенным демпфером холостого хода и двухступенчатым гасителем крутильных колебаний.

Демпфер холостого хода снижает стуки и вибрации шестерен коробки передач на холостом ходу. С ростом передаваемого крутящего момента вступает в действие двухступенчатый гаситель крутильных колебаний.

Сначала вступают в работу пружины 3 первой ступени демпфирования гасителя крутильных колебаний, далее начинают работать пружины 4 второй ступени. При значительном износе фрикционных накладок ведомого диска (более 1 мм) усилие, создаваемое диафрагменной нажимной пружиной, уменьшается, что препятствует полной передаче крутящего момента (сцепление «буксует»).

Наружный диаметр фрикционных накладок 240 мм, внутренний – 160 мм, толщина каждой накладки – 3,5 мм. Размерность шлицев ступицы ведомого диска 4х23х29 мм, число шлиц – 10.

Ведомый диск сцепления ЗМЗ-51432 Уаз-Патриот дизель

Ведомый диск сцепления ЗМЗ-51432 Уаз-Патриот дизель

Рис. 81.

  • а) устройство и внешний вид;
  • б) характеристики демпферов,
  • 1 – фрикционные накладки;
  • 2 – ступица;
  • 3 – пружина первой ступени демпфирования;
  • 4 – пружина второй ступени демпфирования.

Эксплуатация и техническое обслуживание сцепления ЗМЗ-51432

Долговечность и надежность работы сцепления в большой мере зависит от правильного им пользования.

Далее приведены основные правила правильного пользования сцеплением:

  • Выключайте сцепление быстро, до упора педали в пол.
  • Включайте сцепление плавно, не допуская как броска сцепления, сопровождающегося дерганьем автомобиля, так и замедленного включения с длительной пробуксовкой.
  • Не держите сцепление выключенным при включенной передаче и работающем двигателе на стоящем автомобиле (на переезде, у светофора и т.п.). Обязательно используйте в таких случаях нейтральную передачу в коробке передач и полностью включенное сцепление.
  • Не держите ногу на педали сцепления при движении автомобиля.
  • Не используйте пробуксовку сцепления как способ удержания автомобиля на подъеме.
  • Переключение через одну или две передачи вниз и включение сцепления, когда скорость движения автомобиля выше предельно-допустимой для этой передачи, может привести к поломке ведущего диска сцепления.
  • В процессе эксплуатации сцепление не требует каких-либо регулировок и специальных видов обслуживания.

Проверка технического состояния деталей сцепления ЗМЗ-51432 Уаз-Патриот

Нажимной и ведомый диски сцепления ЗМЗ-51432 в процессе эксплуатации не ремонтируются, а при их непригодности заменяются новыми. Перед проведением проверки деталей сцепления проверить работу и отрегулировать привод выключения сцепления.

При необходимости прокачать гидропривод сцепления, ослабленные крепления подтянуть. Причиной неудовлетворительной работы сцепления может послужить несоосность шлицевого отверстия ступицы ведомого диска и первичного вала коробки передач, одной из причин которой может быть ослабление креплений коробки передач к блоку цилиндров двигателя.

При наличии на рабочей поверхности маховика износа (выработки) глубиной более 0,3 мм, а также задиров и кольцевых рисок, ее необходимо проточить и прошлифовать до образования сплошной плоской поверхности с шероховатостью Ra 2,5 мкм, при этом толщина маховика после обработки должна быть не менее 19 мм.

Ведомый диск необходимо заменить, если на поверхности фрикционных накладок имеются следы перегрева, трещины или сильное замасливание, а также если расстояние от поверхности накладок до головок заклепок менее 0,2 мм.

При наличии мелких забоин, заусенцев и ржавчины на шлицах ступицы ведомого диска произвести зачистку данных поверхностей. Для контроля торцового биения поверхностей фрикционных накладок, диск установить на шлицевой вал на переходной посадке для исключения влияния зазоров в шлицах. Затем вал установить в центрах приспособления и замерить биение у края диска.

Для контроля не плоскостности (тарельчатости) диск положить на новый маховик и щупом замерить зазор между накладками и маховиком. Контроль производить с обеих сторон диска. Наиболее полно оценить не плоскостность позволяет замер горячего диска, непосредственно после снятия с автомобиля.

Если сумма отклонений торцового биения и не плоскостности превышает величину 0,5 мм, то диск подлежит замене. При отсутствии на нажимном диске (корзине) сцепления УАЗ-Патриот видимых повреждений: надиров, кольцевых канавок, прижогов и выработки более 0,3 мм на рабочей поверхности нажимного диска, износов концов лепестков диафрагменной пружины более 0,3 мм, наличия деформации соединительных пластин, зазоров между ними и т. д. необходимо проверить расположение концов лепестков диафрагменной пружины, чистоту выключения диска и нажимное усилие диска.

Для этого закрепить корзину на рабочей поверхности нового маховика (поверхность должна быть ровной и неизношенной), поместив между ними три равномерно расположенные шайбы 2 (рис. 83) толщиной А=8,5 мм.

Диск закрепить к маховику шестью болтами, затягивая болты равномерно в несколько этапов до момента затяжки 19,6…24,5 Нм (2,0…2,5 кг/см), что необходимо для исключения коробления кожуха и, вследствие этого, повышенного биения лепестков диафрагменной пружины. Размер от торца маховика до концов лепестков Б должен быть равен 42,5х2 мм.

Биение концов лепестков (отклонение от положения в одной плоскости) на диаметре 60 мм не должно превышать 0,65 мм, при необходимости подогнуть лепестки диафрагменной пружины.

Регулировка концов лепестков и проверка корзины сцепления ЗМЗ-51432 УАЗ-Патриот дизель

Регулировка концов лепестков и проверка корзины сцепления ЗМЗ-51432 УАЗ-Патриот дизель

Рис. 83.

  • 1 – корзина;
  • 2 – шайба;
  • 3 – маховик.

Нажимая на концы лепестков, переместить их на величину 8,5 мм. При этом отход нажимного диска должен быть не менее 1,4 мм, а максимальное усилие нажатия на концы рычагов должно быть не более 2 500 Н. Убрать шайбы.

Нажимая на концы лепестков, переместить нажимной диск до размера от маховика до диска 10 мм, а затем до размера А=8 мм. Освободить нажимную пружину и замерить усилие на нажимном диске при размере до маховика равным величине А=8 мм, которое должно быть не менее 8 500 Н.

Оцените статью
УАЗ_ЛЮКС