Распределительные валы двигателя ЗМЗ-409 автомобилей УАЗ-Патриот, УАЗ Хантер отлиты из чугуна. Для достижения высокой износостойкости рабочей поверхности введено отбеливание кулачков.
Распредвалы вращаются в подшипниках, образованных головкой цилиндров и съемными алюминиевыми крышками. Эти крышки обрабатываются в сборе с головкой цилиндров и поэтому не взаимозаменяемы.
Привод распредвалов ЗМЗ-409 автомобилей УАЗ-Патриот, УАЗ Хантер — цепной, двухступенчатый. Включает в себя: звездочку 1 коленчатого вала, ведомую 5 и ведущую 6 звездочки промежуточного вала, ведомые звездочки 12 и 14 распределительных валов, две цепи (72 и 92 звена) 4 и 9, гидронатяжители с усиленной пружиной 2 и 8, рычаги натяжного устройства 3 и 7 и успокоители цепей 13, 16 и 17.
Натяжение цепи каждой ступени осуществляется гидронатяжителями, размещенными: один – на передней крышке блока цилиндров (крышке цепи), другой – на головке цилиндров.
При ремонте двигателя ЗМЗ-409 автомобилей УАЗ-Патриот, УАЗ Хантер гидронатяжитель необходимо разобрать, промыть его детали и собрать.
- Гидронатяжитель ЗМЗ-409 автомобилей УАЗ-Патриот, УАЗ Хантер
- Привод распределительных валов ЗМЗ-409 автомобилей УАЗ-Патриот, УАЗ Хантер
- Привод клапанов ЗМЗ-409 автомобилей УАЗ-Патриот, УАЗ Хантер
- Промежуточный вал ЗМЗ-409 автомобилей УАЗ-Патриот, УАЗ Хантер
- Головка блока цилиндров и клапанный механизм ЗМЗ-409
Гидронатяжитель ЗМЗ-409 автомобилей УАЗ-Патриот, УАЗ Хантер
- 1 — клапан в сборе;
- 2 — кольцо запорное;
- 3 — плунжер;
- 4 — корпус;
- 5- пружина;
- 6 — кольцо стопорное.
Сборка гидронатяжителя двигателя УАЗ-Патриот, УАЗ Хантер производится в следующем порядке:
- на закрепленную вертикально оправку установить корпус 4 гидронатяжителя;
- в корпус гидронатяжителя вставить плунжер 3 до упора стопорного кольца 6 на плунжере в оправку;
- в плунжер вставить пружину 5. На пружину установить клапан гидронатяжителя 1 и, сжимая пружину, завернуть его в корпус, при этом стопорное кольцо на плунжере должно находиться в проточке корпуса и препятствовать перемещению плунжера в корпусе.
Не допускается на собранном гидронатяжителе нажатие на выступающий из корпуса носик плунжера во избежание выхода плунжера из зацепления с корпусом под действием сжатой пружины. Не допускается при сборке зажимать корпус гидронатяжителя во избежание нарушения геометрии плунжерной пары.
Привод распределительных валов ЗМЗ-409 автомобилей УАЗ-Патриот, УАЗ Хантер
- 1 – звездочка коленчатого вала;
- 2 – гидронатяжитель нижний;
- 3 – рычаг натяжного устройства нижней цепи;
- 4 – цепь нижняя;
- 5 –звездочка промежуточного вала ведомая;
- 6 – звездочка промежуточного вала ведущая;
- 7 – рычаг натяжного устройства верхней цепи;
- 8 – гидронатяжитель верхний;
- 9 – цепь верхняя;
- 10 – установочная метка на звездочке;
- 11 – установочные штифты;
- 12 – звездочка распределительного вала впускных клапанов;
- 13 –успокоитель цепи верхний;
- 14 – звездочка распределительного вала выпускных клапанов;
- 15 – верхняя плоскость головки цилиндров;
- 16 – успокоитель цепи средний;
- 17 – успокоитель цепи нижний;
- М1 и М2 – установочные метки на блоке.
Клапаны ЗМЗ-409 — изготовлены из жаропрочной стали и имеют возможность в процессе работы проворачиваться. Клапаны взаимозаменяемы с аналогичными клапанами двигателя ВАЗ.
Привод клапанов от распределительных валов двигателя ЗМЗ-409 (УАЗ-Патриот, УАЗ Хантер) непосредственный через цилиндрические гидротолкатели 7, для которых выполнены направляющие отверстия в головке цилиндров. Применение гидравлических толкателей исключает необходимость регулировки зазоров.
Привод клапанов ЗМЗ-409 автомобилей УАЗ-Патриот, УАЗ Хантер
- 1 — клапан впускной;
- 2 — головка цилиндров;
- 3 — тарелка пружины клапана;
- 4 — колпачок маслоотражательный;
- 5 — пружина клапана наружная;
- 6 — вал распределительный выпускных клапанов;
- 7 — гидротолкатель;
- 8 — сухарь клапана;
- 9 — клапан выпускной;
- 10 — пружина клапана внутренняя;
- 11 — шайба опорная пружины клапана;
- 12 — вал распределительный впускных клапанов.
Пружины клапанов — двойные. Пружины и детали их крепления взаимозаменяемы с аналогичными деталями двигателя ВАЗ. Гидротолкатели ЗМЗ-409 (УАЗ-Патриот, УАЗ Хантер) выполнены в виде цилиндрического стакана с плунжерной парой и подводом масла от магистрали в головке цилиндров.
Вал промежуточный — предназначен для установки на нем звездочек 3 и 4 привода распределительных валов, а также винтовой шестерни 9 привода масляного насоса.
Промежуточный вал ЗМЗ-409 автомобилей УАЗ-Патриот, УАЗ Хантер
- 1 — болт;
- 2 — пластина стопорная;
- 3 — звездочка ведущая;
- 4 — звездочка ведомая;
- 5 — втулка передняя вала;
- 6 — вал промежуточный;
- 7 -труба промежуточного вала;
- 8 — гайка;
- 9 — шестерня привода масляного насоса ведущая;
- 10 — втулка задняя вала;
- 11 — блок;
- 12 — фланец промежуточного вала;
- 13 — штифт;
- 14 — шестерня привода масляного насоса ведомая.
Головка блока цилиндров и клапанный механизм ЗМЗ-409
При наличии пробоин, прогара и трещин на стенках камеры сгорания и разрушения перемычек между гнездами головку бракуют. Резьбовые отверстия, имеющие износ или срывы резьбы более двух ниток, ремонтируются нарезанием резьбы увеличенного ремонтного размера, постановкой резьбовых ввертышей с последующим нарезанием в них резьбы нормального размера или установкой резьбовых спиральных вставок, последний способ ремонта наиболее эффективный и малотрудоемкий.
При сборке головки цилиндров ЗМЗ-409 (УАЗ-Патриот, УАЗ Хантер) очистить камеры сгорания и газовые каналы головки цилиндров от нагара и отложений, протереть и продуть сжатым воздухом.
Если двигатель работал на этилированном бензине, то надо предварительно смочить нагар керосином. Это предотвращает распыление нагара при его удалении и предупреждает попадание ядовитой пыли в дыхательные пути. Притереть клапаны, используя притирочную пасту, составленную из одной части микропорошка М-20 и двух частей масла.
Перед началом притирки следует проверить, нет ли коробления тарелки клапана и прогорания клапана и седла. При наличии этих дефектов восстановить герметичность клапана одной притиркой невозможно и следует сначала прошлифовать седло, а поврежденный клапан заменить новым. Если зазор между клапаном ЗМЗ-409 (УАЗ-Патриот, УАЗ Хантер) и втулкой превышает 0,20 мм, то герметичность также не может быть восстановлена.
В этом случае клапан и втулку следует заменить новыми. Клапаны в запасные части выпускаются стандартного размера, а направляющие втулки — с внутренним диаметром стандартного размера и наружным диаметром трех ремонтных размеров. Выпрессовывание изношенной направляющей втулки производится с помощью оправки.
Перед выпрессовыванием направляющих втулок необходимо определить ремонтопригодность головки цилиндров. Головка цилиндров ЗМЗ-409 (УАЗ-Патриот, УАЗ Хантер) является ремонтопригодной, если после перешлифовки седла расстояние от оси распределительного вала до торца стержня клапана, прижатого к рабочей фаске седла, будет составлять не менее 35,5 мм.
Если данное условие не выполнимо – головка цилиндров ремонту не подлежит. При замене направляющих втулок, перед сборкой их надо охладить в двуокиси углерода (сухом льду) до –40…–45 °С, а головку цилиндров нагреть до температуры +160…+175 °С. Втулки при сборке должны вставляться в гнезда головки свободно или с легким усилием.
Втулки первого ремонтного размера двигателя ЗМЗ-409 (УАЗ-Патриот, УАЗ Хантер) запрессовываются в головку без дополнительной обработки отверстий в головке под втулки, втулки второго и третьего ремонтного размера — с предварительной расточкой (разверткой) отверстий до Ø 14,2 -023,005.
После запрессовки втулок фаски седел прошлифовать, центрируя по отверстию во втулке. При шлифовке следует выдерживать размеры и обеспечить концентричность фаски на седле клапана с отверстием во втулке в пределах 0,025 мм. общих показаний индикатора (биение рабочей фаски седла относительно отверстия втулки 0,05 мм).
После шлифования фаски необходимо уменьшить ширину седел клапанов фрезерованием: у седла впускного клапана — 2 ± 0,4 мм; у седла выпускного клапана — 2 ± 0,3 мм.