Коробка передач автомобиля УАЗ-452

Коробка передач автомобиля УАЗ-452 УАЗ-452

На автомобилях УАЗ-452М и УАЗ-452 установлены одинаковые по конструкции коробки передач. Отличие между ними заключается в следующем. У коробки передач КПП УАЗ-452М на шлицевом конце ведомого вала, выходящем из картера, установлен фланец, с которым соединен карданный вал заднего моста.

Задней опорой ведомого вала служит однорядный шариковый подшипник. У коробки передач автомобиля УАЗ-452 задний подшипник ведомого вала двухрядный, шариковый; ведомые валы коробок передач КПП УАЗ-452М и УАЗ-452 не взаимозаменяемы.

Шлицевый конец ведомого вала входит внутрь картера раздаточной коробки и на нем установлена скользящая шестерня включения понижающей передачи раздаточной коробки.

Коробка передач УАЗ-452 имеет четыре передачи для движения вперед и одну назад с передаточными числами

Первая передача — 4,12 — Вторая — 2,64 — Третья — 1,58 — Четвертая — 1,00 — Задний ход — 5,23 Коробку передач КПП УАЗ-452 крепят к картеру сцепления на четырех шпильках.

Для того чтобы коробку передач УАЗ-452М установить на автомобиль, необходимо снять ведомый вал с шариковым подшипником, ведущей шестерней привода спидометра и фланцем, а также заднюю крышку в сборе с ведомой шестерней спидометра.

Взамен них нужно установить следующие детали коробки передач автомобиля УАЗ-452: ведомый вал с двухрядным шариковым подшипником, маслоотражателем и стопорным кольцом.

При использовании коробки передач автомобиля УАЗ-452 на автомобиле УАЗ-452 М нужно произвести аналогичную замену деталей коробки передач автомобиля УАЗ-452 на детали коробки передач УАЗ-452М.

Коробка передач УАЗ-452 М

Коробка передач УАЗ-452 М

Рис.1.

  • 1 — картер;
  • 2 — шестерня привода промежуточного вала;
  • 3 и 23 — подшипники промежуточного вала;
  • 4 — гайка;
  • 5 — промежуточный вал;
  • 6 — крышка подшипника;
  • 7 — крышка подшипника ведущего вала;
  • 8 — муфта выключения сцепления;
  • 9 — ведущий вал; 10 — гайка;
  • 11 — подшипник крышки;
  • 12 — роликовый подшипник ведомого вала;
  • 13 — муфта синхронизатора;
  • 14 — ведомый вал;
  • 15 — шестерня третьей передачи;
  • 16 — шестерня второй передачи;
  • 17 — шестерня первой передачи;
  • 18 — подшипник ведомого вала;
  • 19 — шестерня привода спидометра ведомая;
  • 20 — шестерня привода спидометра ведущая;
  • 21 — фланец ведомого вала;
  • 22 — болт крепления подшипника промежуточного вала;
  • 24 — ось блока шестерен заднего хода;
  • 25 — стопорный винт оси;
  • 26 — блок шестерен заднего хода;
  • 21 — распорная втулка;
  • 28 — шестерня второй передачи промежуточного вала;
  • 29 — шестерня третьей передачи промежуточного вала;
  • 30 — пробка сливного отверстия.

На рис.1. показан продольный разрез коробки передач КПП УАЗ-452М, а на рис.2. — установка заднего подшипника ведомого вала в картере коробки передач автомобиля УАЗ-452.

Передний шлицевый конец ведущего вала 9 (см. рис.1), являющийся одновременно и валом ведомого диска сцепления, установлен на подшипнике в маховике, а задний конец опирается на подшипник 11, расположенный в картере коробки. Этот подшипник закреплен на ведущем валу гайкой 10, имеющей левую резьбу.

Крышка подшипника ведущего вала имеет буртик, которым крышка центрируется с картером сцепления. На трубчатом конце крышки установлена муфта 8 выключения сцепления. С ведущим валом КПП УАЗ-452 находится в постоянном зацеплении шестерня 2 привода промежуточного вала.

Ведомый вал КПП УАЗ-452 опирается передним концом на роликовый подшипник 12, расположенный в ведущем валу, а задний конец установлен у автомобиля УАЗ-452М на шариковом однорядном подшипнике 18 в картере коробки, а у автомобиля УАЗ-452 на шариковом двухрядном подшипнике 4 (см. рис.2).

Установка заднего подшипника и ведомого вала в картер коробки передач УАЗ-452

Установка заднего подшипника и ведомого вала в картер коробки передач УАЗ-452

Рис.2.

  • 1 — картер коробки передач;
  • 2 — пластина крепления раздаточной коробки и коробки передач;
  • 3 — картер раздаточной коробки;
  • 4 — задний подшипник ведомого вала;
  • 5 — ведомый нал;
  • 6 — упорное кольцо;
  • 7 — задний подшипник промежуточного вала;
  • 8 — отверстие для слива масла.

Первую и вторую передачи включают шестерней 17 (см, рис.1), перемещающейся по шлицам ведомого вала 14 третью и четвертую (прямую) передачи — перемещением муфты синхронизатора, а задний ход — блоком шестерен 26 заднего хода.

Шестерни привода промежуточного вала КПП УАЗ-452 и шестерни второй и третьей передач — косозубые, остальные — с прямым зубом. Синхронизатор КПП УАЗ-452 (рис.3) предназначен для бесшумного (безударного) включения прямой и третьей передач после выравнивания (синхронизации) скоростей вращения включаемой шестерни и ведомого вала.

Работает синхронизатор КПП УАЗ-452 следующим образом. На конусной поверхности шестерни 1 ведущего вала и шестерни 6 третьей передачи установлены блокирующие бронзовые кольца 9, имеющие снаружи прямые зубья. Такие же зубья сделаны и на венцах ведущего вала и шестерни третьей передачи.

Синхронизатор КПП УАЗ-452

Синхронизатор КПП УАЗ-452

Рис.3.

  • 1— шестерня ведущего нала:
  • 2 — сухарь;
  • 3 — шарик;
  • 4 — пружина;
  • 5 — венец;
  • 6 — шестерня третьей передачи;
  • 7 — ступица синхронизатора;
  • 8-скользящая муфта;
  • 9 — блокирующее кольцо.

На шлицевом конце ведомого вала КПП УАЗ-452 установлена ступица 7 скользящей муфты 8, имеющая на наружной поверхности зубья (одинаковые с зубьями блокирующих колец) и три паза для сухарей 2.

По зубьям ступицы может перемещаться муфта 8 вместе с сухарями, в которых расположены шарики 3, прижимаемые пружинами 4 к канавке в муфте. При перемещении муфты (для включения третьей или прямой передачи) вместе с ней перемещаются и сухари, концы которых расположены в пазах блокирующего кольца 9, и прижимают его к конусу ведущего вала или шестерни третьей передачи.

При дальнейшем передвижении муфты КПП УАЗ-452 ее зубья войдут в зацепление с зубьями блокирующего кольца. Вследствие возникающего трения между конусными поверхностями кольца и шестерни будут выравниваться скорости вращения включаемых деталей.

При окончательном включении муфты ее зубья будут без ударов входить в зацепление с зубьями венца ведущего вала или шестерни третьей передачи и обеспечивать бесшумное включение шестерен.

Механизм переключения передач УАЗ-452

Механизм переключения передач УАЗ-452 расположен в боковой крышке (рис.4). Для переключения передач в боковой крышке установлены два приводных рычага 14, 16, три штока 3, 4, 7 и вилки 2, 5 и 6. При вращении приводного рычага 16 выбора муфта 10 перемещается вертикально на валу 9 и может быть установлена в одном из трех положений.

Механизм переключения передач УАЗ-452

Рис.4. Механизм переключения передач УАЗ-452

  • 1 — боковая крышка;
  • 2 — вилка заднего хода:,
  • 2— шток переключения заднего хода;
  • 4 — шток переключения третьей и четвертой передач;
  • 5 — вилка третьей и четвертой передач;
  • 6 — вилка первой и второй передач;
  • 7 — шток переключения первой и второй передачи;
  • 8 — сапун;
  • 9 — вал переключения передач;
  • 10 — муфта переключения передач;
  • 11 — пружина;
  • 12 — крышка сальника;
  • 13 — сальник;
  • 14 — приводной рычаг переключения;
  • 15 — избирательный рычаг в сборе;
  • 16 — приводной рычаг выбора;
  • 17 — пружина фиксатора;
  • 18 — шарик фиксатора.

При этом кулачок муфты входит в паз вилки включения требуемой передачи. Вращением приводного рычага 14 переключения кулачок муфты передвигается вместе со штоком и вилкой и вводит шестерню в зацепление.

Шарики и пружины, имеющиеся в крышке, предназначены для фиксации штоков при включенных передачах, а замок служит для предупреждения возможности одновременного включения двух передач.

Привод управления коробкой передач УАЗ-452

Привод управления коробкой передач УАЗ-452 (рис.5,а) состоит из механизма управления, рычага переключения передач, промежуточных рычагов и тяг. Механизм управления КПП УАЗ-452 смонтирован на коробе воздуховода и соединен тягами с рычагами переключения передач, установленными на боковой крышке коробки.

Привод управления коробкой передач УАЗ-452

Рис.5. Привод управления коробкой передач КПП УАЗ-452

  • 1— рычаг переключения передач;
  • 2 — фиксатор среднего положения выбора;
  • 3 — выбирающий рычаг механизма;
  • 4 — тяга переключения вертикальная ;
  • 5 — рычаг переключения промежуточный:
  • 6 — рычаг выбора промежуточный;
  • 7 — тяга выбора горизонтальная;
  • 8 — приводной рычаг выбора;
  • 9 — приводной рычаг переключении;
  • 10 — тяга переключения горизонтальная ;
  • 11 — кронштейн промежуточных рычагов;
  • 12 — рычаг выбора промежуточный;
  • 13 — тяга выбора вертикальная;
  • 14 — переключающий рычаг механизма ;
  • 15 — пресс-масленки;
  • 16 — ось рычага;
  • 17 — кронштейн;
  • 18 —уплотнитель механизма.

Положение рычага 1 при переключении передач показано на рис. 5б, а положение приводных рычагов выбора 8 и переключения 9 на боковой крышке коробки передач — на рис.5в.

В 1967 г. в конструкцию коробок передач УАЗ-452М и УАЗ-452 были введены следующие изменения.

В целях повышения долговечности боковой крышки и оси избирательного рычага увеличена длина опорной поверхности в крышке под ось, удлинена ось и изменена конфигурация приводного рычага выбора передач.

Для сохранения положения тяги выбора передач соединительный палец устанавливают головкой со стороны боковой крышки. Для устранения случаев выдавливания заглушек отверстий штоков при переключении передач в боковой крышке 451Д-1702015-Г диаметр отверстий под штоки с обеих сторон на длине 20 мм увеличен до 13,5 мм.

Эти отверстия соединены с внутренней полостью коробки передач дополнительным отверстием диаметром 5 мм. В связи с этим пазы на всех штоках, через которые смазка отводилась от заглушек при переключении передач, аннулированы. Взаимозаменяемость деталей нарушена. Поэтому при износе крышки или штоков их заменяют комплектно.

Для исключения случаев перекачивания смазки из раздаточной коробки в коробку передач УАЗ-452, наблюдаемых при повреждении заднего маслоотражателя заднего подшипника ведомого вала коробки передач, маслоотражатель аннулирован, а упорное кольцо 6 (см. рис.2) увеличено по толщине на 1 мм; это позволило смазке свободно поступать через подшипник из раздаточной коробки в коробку передач.

Чтобы поддержать нужный уровень в обоих узлах, в задней стенке картера коробки передач УАЗ-452 на уровне смазки просверлено отверстие диаметром 6 мм (в выемке под задний подшипник промежуточного вала).

Через это отверстие обеспечивается постоянный слив лишней смазки из коробки передач в раздаточную коробку.

Оцените статью
УАЗ_ЛЮКС