Рулевое управление автомобиля УАЗ-Патриот 3163 состоит из рулевого механизма с гидроусилителем, рулевой колонки с механизмом регулировки ее наклона, присоединенного к рулевой колонке карданного шарнира, промежуточного вала, карданного вала, рулевого привода и рулевого колеса.
Своевременно подтягивайте болты крепления картера рулевого механизма УАЗ-Патриот 3163 к лонжерону рамы, проверяйте крепление пальцев рулевых тяг, сошки и рычага поворотного кулака.
Проверяйте свободный ход рулевого колеса, регулируйте рулевой механизм, смазывайте шарниры рулевых тяг и доливайте масло в масляный бачок. Используйте только рекомендованные технические жидкости.
- Шарнир рулевых тяг УАЗ-Патриот 3163
- Проверка свободного хода рулевого колеса
- Снятие рулевого механизма УАЗ-Патриот
- Регулировка зацепления рулевого механизма УАЗ-Патриот
- Снятие карданного вала рулевого управления УАЗ-Патриот
- Снятие рулевого колеса УАЗ-Патриот
- Снятие рулевой колонки УАЗ-Патриот с механизмом регулировки угла наклона
- Снятие рулевой колонки УАЗ-Патриот
- Разборка механизма регулировки угла наклона рулевой колонки УАЗ-Патриот (возможна без снятия колонки с автомобиля)
- Тяга рулевой трапеции УАЗ-Патриот
Шарнир рулевых тяг УАЗ-Патриот 3163
Рис. 1. Шарнир рулевых тяг УАЗ-Патриот 3163
- 1 -заглушка;
- 2 -пружина;
- 3 -пята;
- 4 -шайба сферическая нижняя;
- 5 -шайба сферическая верхняя;
- 6 –защитное кольцо;
- 7 -пружинный колпак;
- 8 -шплинт;
- 9, 13 -гайки;
- 10 -шаровый палец;
- 11 -сухарь;
- 12 -наконечник;
- 14 -тяга.
При появлении зазора в шарнирах рулевых тяг УАЗ-Патриот заверните до упора заглушку 1 (рис. 1), затем отверните ее на 1/2 оборота и в этом положении закерните.
Периодически проверяйте затяжку гаек наконечников рулевых тяг. Не допускайте появления зазоров в конических соединениях рычагов и пальцев. Для их устранения расшплинтуйте гайку, затяните ее до отказа и снова зашплинтуйте. Несвоевременная затяжка указанных соединений вызывает износ конических отверстий в рычагах, что потребует замены деталей.
Первую подтяжку крепления картера рулевого механизма УАЗ-Патриот произведите через 500 км пробега автомобиля, в дальнейшем — через 10000 км. Обращайте внимание на состояние крепления подшипников в вилках шарниров карданного вала рулевого управления.
При появлении радиального зазора в присоединенном к рулевой колонке карданном шарнире УАЗ-Патриот (осевое перемещение крестовины в подшипниках) произведите дополнительную раскерновку подшипников в ушках вилок. Раскерновку произведите таким образом, чтобы не допустить смятие стакана подшипника.
В подшипниках крестовины заложена смазка Литол при сборке на заводе и в эксплуатации добавлять ее не требуется. Карданный вал рулевого управления обслуживания не требует. Вал необходимо заменить при появлении люфта в его шлицах. Разборка карданного вала не допускается. При обнаружении зазоров в рулевом механизме произведите регулировку механизма.
Обслуживание системы гидроусилителя ГУР рулевого механизма УАЗ-Патриот заключается в проверке натяжения ремня привода насоса, проверке герметичности шлангов и их соединений, проверке отсутствия течей уплотнителей насоса и рулевого механизма, замене фильтрующего элемента и проверке уровня масла в масляном бачке.
При выходе из строя гидроусилителя УАЗ-Патриот вследствие повреждения насоса, разрушения шланга или ремня привода насоса или при буксировке автомобиля из-за остановки двигателя пользоваться рулевым механизмом можно только кратковременно.
При отсутствии масла в системе гидроусилителя ГУР УАЗ-Патриот необходимо снять ремень привода насоса, в противном случае возможно заклинивание насоса и обрыв ремня. При снятом ремне привода насоса на автомобилях с двигателем ЗМЗ-409 необходимо особенно внимательно контролировать температуру охлаждающей жидкости, так как возможен перегрев двигателя.
Длительная эксплуатация автомобиля с неработающим гидроусилителем приводит к преждевременному изнашиванию механизма рулевого управления.
Проверка свободного хода рулевого колеса
Состояние рулевого механизма УАЗ-Патриот считается нормальным и не требующим регулировки, если свободный ход рулевого колеса в положении движения по прямой не превышает 10 градусов, что соответствует 33 мм при измерении на ободе рулевого колеса.
Свободный ход рулевого колеса проверяйте при работе двигателя в режиме холостого хода, покачивая рулевое колесо в ту и другую сторону до начала поворота передних колес.
Если свободный ход более указанного, проверьте крепление рулевого механизма УАЗ-Патриот, состояние шарниров рулевых тяг, состояние шарниров рулевой колонки, затяжку болтов крепления вилок шарниров, затяжку гаек крепления сошки и рычага, крепление рулевого колеса, убедитесь в отсутствии зазора в шлицевом соединении карданного вала. К регулировкам рулевого механизма приступайте после устранения выявленных неисправностей.
Снятие рулевого механизма УАЗ-Патриот
- Отсоедините шланги от рулевого механизма УАЗ-Патриот (рис. 2), отвернув штуцеры 2, и закрепите их так, чтобы предотвратить полное вытекание масла из гидросистемы или слейте масло в чистую посуду.
- Отверните болт 3 крепления карданного вала, снимите вилку 4 с входного вала механизма.
- Расшплинтуйте и отверните гайку 9 крепления пальца шарнира тяги сошки к сошке, выпрессуйте при помощи приспособления палец из отверстия сошки 7.
- Отверните болты 6 крепления рулевого механизма к лонжерону и снимите рулевой механизм.
Рис. 2. Снятие рулевого механизма УАЗ-Патриот
- 1 -рулевой механизм;
- 2 -штуцеры;
- 3 -болт крепления карданного вала;
- 4 -вилка карданного шарнира;
- 5 -рулевой вал;
- 6 — болты крепления рулевого механизма;
- 7 -сошка;
- 8 -рулевая тяга;
- 9 -гайка.
Регулировка зацепления рулевого механизма УАЗ-Патриот
Рис. 3. Рулевой механизм УАЗ-Патриот
- 1 -винт регулировочный;
- 2 — гайка;
- 3 -рулевое управление;
- 4 -пыльник вала сошки;
- 5 — сошка рулевого управления;
- 6 -пружинная шайба;
- 7 -гайка.
Регулировка зацепления рулевого механизма возможна без снятия механизма с автомобиля:
- Расшплинтуйте и отверните гайку 9 крепления пальца шарнира тяги сошки к сошке, выпрессуйте при помощи приспособления палец из отверстия сошки 7.
- Выставьте рулевой механизм в среднее положение.
- Покачивая сошку проверьте наличие люфта в зацеплении.
- При обнаружении люфта отверните гайку 2 (рис. 3) и, вворачивая винт 1, устраните вызывающие люфт зазоры в зацеплении.
- Проверьте момент вращения входного вала рулевого механизма. Момент вращения должен быть 0,2 — 0,9 Нм (0,02 — 0,09 кг/см). Большее значение момент принимает в среднем положении механизма, меньшее значение ближе к крайним положениям.
- Затяните гайку 2.
- Установите тягу 8 (см. рис. 2).
- Заверните и зашплинтуйте гайку 9 крепления пальца к сошке.
Снятие карданного вала рулевого управления УАЗ-Патриот
- Отверните болт 3 крепления карданного вала к входному валу рулевого механизма и болт крепления к промежуточному валу.
- Снимите карданный вал.
Снятие рулевого колеса УАЗ-Патриот
- Снимите выключатель 1 (рис. 4) сигнала. Для этого аккуратно потяните его на себя.
- Отверните гайку 2 крепления рулевого колеса.
- Снимите рулевое колесо, пользуясь съемником.
Рис. 4. Снятие рулевого колеса УАЗ-Патриот
- 1 -выключатель звукового сигнала;
- 2 –гайка крепления рулевого колеса.
Снятие рулевой колонки УАЗ-Патриот с механизмом регулировки угла наклона
- Снимите рулевое колесо и карданный вал (см. выше).
- Снимите кожухи 4, 7 (рис. 5) рулевой колонки.
- Отсоедините подрулевые переключатели от их соединителя.
- Отверните болт крепления соединителя переключателей и снимите соединитель с колонки.
- Отсоедините провода электрооборудования от замка зажигания.
- Отверните четыре болта крепления рулевой колонки к кронштейну и два болта крепления колонки к каркасу панели приборов.
- Снимите рулевую колонку.
Снятие рулевой колонки УАЗ-Патриот
Рис. 5. Снятие рулевой колонки УАЗ-Патриот
- 1 -вал рулевого управления нижний;
- 2 –кронштейн крепления механизма;
- 3 -пружина поддерживающая;
- 4 — кожух рулевой колонки верхний;
- 5 -рулевое колесо;
- 6 — ручка рычага регулировки рулевой колонки;
- 7 –кожух рулевой колонки нижний;
- 8 -труба колонки рулевого управления;
- 9 -щека-сектор;
- 10 -рычаг регулировки рулевой колонки;
- 11 -гребенка;
- 12-пружина возвратная;
- 13 -опора рулевого вала.
Разборка механизма регулировки угла наклона рулевой колонки УАЗ-Патриот (возможна без снятия колонки с автомобиля)
- Снимите кожухи рулевой колонки, переведите колонку в крайнее верхнее положение, для чего нажмите ручку 6 рычага управления углом наклона рулевой колонки вниз и, придерживая рукой рулевое колесо 5, осторожно переместите колонку вверх до упора, затем отпустите ручку.
- Снимите накладку панели приборов, закрывающую проем панели приборов снизу.
- Снимите пружину 12.
- Отвернув гайки, снимите гребенку 11 и рычаг 10 механизма регулировки. Снятие, разборка и сборка поперечной рулевой тяги УАЗ-Патриот
При выполнении работ по снятию и разборке тяги рулевой трапеции УАЗ-Патриот придерживайтесь следующей последовательности действий:
- Расшплинтуйте гайки крепления пальцев рулевой трапеции.
- Отверните гайки и выпрессуйте приспособлением пальцы из рычагов.
- Снимите с пальцев 10 (см. рис. 1) пружинные колпаки 7, резиновые защитные кольца 6 и сферические шайбы 4 и 5.
- Закрепите тягу, отверните стопорные гайки 1 (рис. 6) и 3 и выверните наконечники 4 и регулировочный штуцер 2.
- Отверните резьбовую заглушку 1 (см. рис. 1) наконечника и выньте пружину 2, пяту 3, палец 10 и сухарь 11.
Тяга рулевой трапеции УАЗ-Патриот
Рис. 6. Тяга рулевой трапеции УАЗ-Патриот
- 1 -гайка с левой резьбой;
- 2 -регулировочный штуцер;
- 3 -гайка с правой резьбой;
- 4 -наконечник.
Сборку рулевой тяги УАЗ-Патриот производите в обратном порядке. Палец заменяйте в комплекте с сухарем. Заменять только палец не рекомендуется, так как сфера сухаря изнашивается неравномерно и при замене одного пальца не удается добиться хорошего сопряжения сфер пальца и сухаря.
Перед сборкой смажьте детали шарнира согласно указаниям таблицы смазывания. При установке резьбовой заглушки заверните ее до упора, а затем отверните на 1/2 оборота и в этом положении закерните. Снятие, разборка и сборка тяги сошки производятся аналогично.