На автомобилях УАЗ-452 установлено сухое однодисковое сцепление (рис.1) с гасителем крутильных колебаний, обеспечивающее передачу крутящего момента от двигателя на трансмиссию 17 кг/см.
Основными частями сцепления УАЗ-452 являются ведомый диск 2 в сборе с фрикционными накладками и нажимный диск (корзина) 22 в сборе с кожухом 20 и оттяжными рычагами 13 выключения сцепления. Кожух сцепления стальной, штампованный, прикреплен к маховику 1 шестью центрирующими болтами и имеет три окна, в которые входят выступы чугунного нажимного диска.
Между кожухом сцепления и нажимным диском (корзиной) установлены шесть пружин 19. Усилие пружин обеспечивает передачу крутящего момента от маховика через кожух и нажимный диск (корзина) на ведомый диск сцепления УАЗ-452.
Для предупреждения передачи тепла пружинам со стороны нажимного диска подложены теплоизолирующие шайбы 21.
Сцепление автомобиля УАЗ-452
Рис.1.
- 1 — маховик;
- 2 — ведомый диск;
- 2 — подшипник ведомого вала коробки передач;
- 4 -ведущий вал коробки передач;
- 5 — пружина демпфера:
- 6 — палец игольчатого подшипника рычага нажимного диска;
- 7 — картер сцепления (верхняя часть);
- 8 — игольчатый подшипник;
- 9 — сетка вентиляционных окон,
- 10 — палец опорной вилки оттяжного рычага;
- 11 — ролик;
- 12 — опорная вилка рычага выключения;
- 13 — рычаг выключения сцепления;
- 14 — регулировочный винт;
- 15 — вилка выключения сцепления;
- 16 — оттяжная пружина муфты выключения сцепления;
- 17 — муфта подшипника выключения сцепления;
- 18 — подшипник выключения сцепления;
- 19 — пружина нажимного диска;
- 20 — кожух сцепления;
- 21 — теплоизолирующая шайба;
- 22 — нажимный диск;
- 23 — нижняя часть картера сцепления.
Нажимной диск (корзина) сцепления УАЗ-452 в сборе с рычагами и кожухом проходит на заводе статическую балансировку. Допустимая величина дисбаланса не более 36 кг/см.
При балансировке высверливают отверстия диаметром 11 мм в бобышках нажимного диска, предназначенных для установки нажимных пружин. Ведомый диск сцепления УАЗ-452 стальной с приклепанными фрикционными накладками, имеет гаситель крутильных колебаний (демпфер), состоящий из восьми пружин 5, опорной пластины и двух фрикционных шайб.
Ступица ведомого диска сцепления УАЗ-452 может свободно перемещаться по шлицам ведущего вала коробки передач. Для выключения сцепления служат три рычага. Рычаги имеют по два шарнирных соединения.
Одно из них при помощи игольчатого подшипника 8 связывает рычаг с нажимным диском, а другое — соединяет рычаг с опорной вилкой 12, закрепленной на кожухе.
Конструкция второго шарнира представляет собой палец 10 с лыской и ролик 11, установленные в отверстии рычага, и позволяет рычагу изменять расстояние между осями шарниров и свободно поворачиваться во время выключения. На концах рычагов установлены регулировочные винты 14.
Привод выключения сцепления УАЗ-452
Рис.2.
- 1 — педаль сцепления;
- 2 — педаль тормоза;
- 3 — оттяжные пружины педалей;
- 4 — колпачковая масленка;
- 5 — подшипник выключения сцепления;
- 6 — муфта выключения сцепления;
- 7 — оттяжная пружина муфты;
- 8 — рычаг выключения;
- 9 — регулировочный болт;
- 10 — вилка выключения сцепления;
- 11 — толкатель;
- 12 — оттяжная пружина вилки выключения сцепления;
- 13 — соединительные тяги;
- 14 — пресс-маслёнка для смазки валика промежуточных рычагов.
Привод выключения сцепления УАЗ-452 (рис.2) механический, осуществляется при помощи подвесной педали, двух тяг и толкателя. Для выключения сцепления нужно нажать ногой на педаль сцепления.
Перемещение педали заставляет вилку 15 (см. рис.1) передвинуть муфту 17 с установленным на ней упорным шариковым подшипником 18 вперед и нажать на головки регулировочных винтов. Рычаги, поворачиваясь на осях, отводят нажимный диск назад и выключают сцепление.
Регулировка сцепления автомобилей УАЗ-452
Несвоевременная регулировка свободного хода педали сцепления УАЗ-452 вызывает повышенный износ фрикционных накладок, нагрев нажимного диска и разрушение подшипника выключения.
Зазор между головками винтов рычагов и упорным подшипником выключения сцепления должен быть равен 2,5 мм, а свободный ход педали сцепления — 28—35 мм.
Регулировка положения педалей сцепления УАЗ-452 и тормоза и свободного хода педали сцепления — Площадки педалей сцепления УАЗ-452 и тормоза должны находиться па одинаковом уровне от пола, а ход педалей до упора в пол должен быть равен 150±5 мм.
Положение площадок педалей регулируют упорными кронштейнами, имеющими удлиненные отверстия для болтов.
Для регулировки свободного хода педали сцепления УАЗ-452 необходимо
- разъединить оттяжные пружины 3 и 12 (см. рис.2) педали и вилки выключения сцепления; —
- ослабив контргайку толкателя вращаться упорный наконечник толкателя до установки требуемой длины; по окончании регулировки затянуть контргайку.
Регулировка сцепления УАЗ-452 можно также изменением длины горизонтальной тяги, имеющей на конце регулировочную вилку. При правильной регулировке сцепление не должно пробуксовывать во включенном положении, а при нажатии на педаль должно полностью выключаться (не должно «вести»).
Не следует регулировать зазор перемещением винтов рычагов выключения сцепления, так как это может привести к нарушению одновременного нажатия кольцом подшипника всех головок винтов и неполному выключению сцепления.
Регулировать зазор вращением головки винтов допускается только при ремонте сцепления, когда можно проверить расстояние от поверхности нажимного диска до головки винта.
Установка сцепления УАЗ-452
- Сцепление автомобиля устанавливают в последовательности, обратной его снятию. Поверхности трения маховика и нажимного диска (корзины) УАЗ-452 перед сборкой протереть бензином.
- При установке ведомого и нажимного дисков в сборе с кожухом сцепления УАЗ-452 на маховик необходимо:
- ведомый диск устанавливать короткой стороной ступицы к маховику;
- метки «О», выбитые на кожухе сцепления УАЗ-452 и маховике (около отверстия для болта крепления кожуха), совместить, иначе может быть нарушена балансировка коленчатого вала с маховиком и сцеплением в сборе; —
- перед затяжкой болтов крепления кожуха с маховиком вставить вспомогательную оправку или запасной ведущий вал коробки передач в шлицевое отверстие ступицы ведомого диска и подшипника на коленчатом валу и сцентрировать ведомой диск относительно маховика;
- болты крепления кожуха сцепления УАЗ-452 затягивать равномерно во избежание коробления кожуха.