Сцепление (рис. 1) автомобиля УАЗ-Патриот 3163 — сухое, однодисковое, с центральной нажимной пружиной диафрагменного типа. Привод выключения сцепления (рис. 5.2, 5.3) — гидравлический.
- Схема сцепления
- Техническое обслуживание сцепления УАЗ-Патриот
- Привод выключения сцепления УАЗ-Патриот (педаль, главный цилиндр и трубопровод)
- Замена муфты с подшипником выключения сцепления УАЗ-Патриот
- Снятие и установка дисков сцепления УАЗ-Патриот
- Привод выключения сцепления УАЗ-Патриот (выжимной подшипник, вилка и рабочий цилиндр)
- Снятие и разборка гидропривода сцепления УАЗ-Патриот
- Разборку главного цилиндра сцепления УАЗ-Патриот производите в следующем порядке
- Сборка гидропривода сцепления УАЗ-Патриот
- Прокачка гидропривода сцепления УАЗ-Патриот
Схема сцепления
Рис. 1. Сцепление УАЗ-Патриот 3163
- 1 -вилка подшипника выключения сцепления;
- 2 –муфта подшипника выключения сцепления;
- 3 –подшипник выключения сцепления;
- 4 -кожух нажимного диска;
- 5 — нажимной диск;
- 6 -картер сцепления;
- 7 –маховик коленчатого вала;
- 8 -ведомый диск;
- 9 -нажимная пружина;
- 10 -усилитель картера сцепления;
- 11 –передний подшипник первичного вала коробки передач;
- 12 — первичный вал коробки передач;
- 13 -гаситель крутильных колебаний.
Техническое обслуживание сцепления УАЗ-Патриот
Обслуживание сцепления автомобилей УАЗ-Патриот заключается в очистке от грязи и подтяжке болтовых соединений.
Обслуживание привода выключения сцепления заключается в поддержании уровня рабочей жидкости в бачке главного цилиндра гидропривода и, при необходимости, прокачке. Уровень жидкости должен быть на 15-20 мм ниже верхнего края бачка.
На наличие воздуха в системе гидропривода указывает мягкость педали и неполное выключение сцепления. Положение педали выключения сцепления УАЗ-Патриот регулируется изменением длины толкателя 12 (рис.4) главного цилиндра выключения сцепления.
Полный ход педали сцепления должен быть 130+20 мм. Свободный ход (5-8 мм) обеспечивается конструкцией сцепления и не регулируется.
Привод выключения сцепления УАЗ-Патриот (педаль, главный цилиндр и трубопровод)
Рис. 2. Привод выключения сцепления УАЗ-Патриот (педаль, главный цилиндр и трубопровод)
- 1 — крышка бачка главного цилиндра;
- 2 — бачок главного цилиндра;
- 3 — главный цилиндр привода сцепления;
- 4 – трубка главного цилиндра;
- 5 -защитные втулки;
- 6 — скоба;
- 7 — пружина педали сцепления;
- 8 -контргайка;
- 9 -муфта толкателя поршня главного цилиндра;
- 10 -шплинт;
- 11 -кронштейн сцепления;
- 12 -педаль сцепления;
- 13 -фланцевая гайка крепления кронштейна сцепления;
- 14 -пружинная шайба;
- 15 -гайка;
- 16 -втулки педали сцепления;
- 17 -ось педали сцепления;
- 18 — накладка педали сцепления;
- 19 -втулки пружины педали сцепления;
- 20 -гайка оси педали сцепления;
- 21 -гайка крепления шланга;
- 22 -пружинная шайба зубчатая;
- 23 -шланг привода выключения сцепления.
Замена муфты с подшипником выключения сцепления УАЗ-Патриот
- Установите автомобиль на эстакаду или смотровую яму для доступа снизу к коробке передач и сцеплению.
- Отверните болты крепления рабочего цилиндра 5 (см. рис. 3) сцепления к картеру коробки передач.
- Снимите с автомобиля коробку передач.
- Снимите муфту 2 (см. рис. 1) с подшипником 3 и вилку 1 с крышки первичного вала коробки передач. — Выньте муфту 2 с подшипником 3 выключения сцепления УАЗ-Патриот из вилки 1.
- Промойте шейку передней крышки первичного вала коробки передач и смажьте тонким слоем свежей смазки.
- Перед сборкой заполните канавку на внутренней поверхности муфты выключения сцепления свежей смазкой.
- Вставьте новую муфту с подшипником выключения сцепления в вилку и наденьте на крышку первичного вала коробки передач.
- Установите коробку передач.
Снятие и установка дисков сцепления УАЗ-Патриот
Для снятия дисков сцепления УАЗ-Патриот
- Отверните болты крепления рабочего цилиндра 5 (см. рис. 3) сцепления к картеру коробки передач. Снимите с автомобиля коробку передач..
- Затем отверните шесть болтов крепления нажимного диска и снимите нажимной и ведомый диски. Отворачивайте болты постепенно и последовательно по окружности, не более двух оборотов ключа за один раз, чтобы не изогнуть опоры кожуха нажимного диска.
- Ведомый диск и нажимной диск 9 (корзина) УАЗ-Патриот с кожухом и нажимной пружиной разборке не подлежат. Установку дисков на автомобиле производите в обратном порядке.
Перед установкой ведомого и нажимного (корзины) дисков УАЗ-Патриот выполните следующее:
- Протрите чистой тканью, смоченной в бензине, все поверхности трения дисков и маховика.
- Продуйте воздухом детали дисков сцепления и осмотрите их для выявления возможных дефектов.
- Добавьте смазку в подшипник первичного вала коробки передач.
- Установите ведомый диск и нажимной диск (корзина) УАЗ-Патриот и сцентрируйте ведомый диск относительно маховика с помощью оправки, входящей в подшипник коленчатого вала.
Вместо оправки можно использовать первичный вал коробки передач. Короткая часть ступицы ведомого диска должна быть обращена к маховику.
Привод выключения сцепления УАЗ-Патриот (выжимной подшипник, вилка и рабочий цилиндр)
Рис. 3. Привод выключения сцепления УАЗ-Патриот (выжимной подшипник, вилка и рабочий цилиндр)
- 1 -вилка подшипника выключения сцепления;
- 2 — подшипник выключения сцепления;
- 3 -первичный вал коробки передач;
- 4 -опора вилки;
- 5 -рабочий цилиндр;
- 6 -перепускной клапан;
- 7 -шланг;
- 8 -картер сцепления.
Снятие и разборка гидропривода сцепления УАЗ-Патриот
Снимайте гидропривод выключения сцепления с автомобиля в следующем порядке:
- отсоедините шланг 7 (см. рис. 3) от рабочего цилиндра;
- слейте жидкость из гидропривода через отсоединенный конец шланга;
- отверните болты крепления и снимите рабочий цилиндр;
- снимите пружину 7 (см. рис. 2) педали выключения сцепления;
- расшплинтуйте палец педали выключения сцепления, вынув шплинт 10;
- отсоедините трубку 4 от главного цилиндра;
- отверните гайки 15, снимите муфту 9 с пальца педали и снимите главный цилиндр.
Рис. 4. Главный цилиндр выключения сцепления УАЗ-Патриот
- 1 — крышка бачка;
- 2,6,18 -прокладки;
- 3 — сетка бачка;
- 4 -корпус бачка;
- 5 –штуцер бачка;
- 7, 15 -уплотнительные манжеты;
- 8 — упорная шайба;
- 9 -стопорное кольцо;
- 10 — муфта толкателя;
- 11 -гайка;
- 12 -толкатель;
- 13 -защитный колпак;
- 14 -поршень;
- 16 — пружина поршня;
- 17 -корпус главного цилиндра;
- 19 -штуцер главного цилиндра;
- 20 -гайка крепления трубки.
Разборку главного цилиндра сцепления УАЗ-Патриот производите в следующем порядке
- снимите крышку 1 (см. рис. 4) и сетку 3 наполнительного бачка;
- выньте из корпуса 17 главного цилиндра стопорное кольцо 9 и упорную шайбу 8;
- выньте из корпуса поршень 14 с уплотнительными манжетами и возвратную пружину 16.
Во избежание повреждения уплотнительных манжет для удаления поршня подведите сжатый воздух в отверстие штуцера 19. Штуцеры 5 и 19 главного цилиндра с прокладками при разборке отворачивать не следует, если не наблюдалось подтекания через них рабочей жидкости.
Рис.5. Рабочий цилиндр выключения сцепления УАЗ-Патриот
- 1 -шланг;
- 2 -пружина поршня;
- 3 –корпус цилиндра;
- 4 -поршень;
- 5 –уплотнительная манжета;
- 6 -защитный колпак;
- 7 –стопорное кольцо;
- 8 -толкатель поршня;
- 9 -перепускной клапан;
- 10 -защитный колпачок;
- 11 -соединительная муфта.
Разборку рабочего цилиндра сцепления УАЗ-Патриот производите в следующем порядке:
- отсоедините от рабочего цилиндра резиновый защитный колпак 6 (рис. 5) и выньте толкатель 8 вместе с колпаком;
- снимите колпак с толкателя;
- выньте из корпуса рабочего цилиндра стопорное кольцо 7;
- выньте поршень 4 с уплотнительной манжетой и пружину 2 из корпуса цилиндра; во избежание повреждения поршня и манжеты подведите сжатый воздух к отверстию для шланга;
- снимите с поршня уплотнительную манжету 5;
- выверните перепускной клапан 9;
- снимите с клапана защитный колпачок. Детали гидропривода тщательно промойте в тормозной жидкости или в спирте, продуйте сжатым воздухом и осмотрите.
Сборка гидропривода сцепления УАЗ-Патриот
Сборку гидропривода выключения сцепления производите в порядке, обратном разборке. Перед сборкой зеркало цилиндров смажьте касторовым маслом или свежей тормозной жидкостью.
При сборке главного цилиндра сцепления УАЗ-Патриот убедитесь, что возвратная пружина уверенно возвращает поршень в исходное положение. Проверьте при помощи мягкой проволоки диаметром 0,3 — 0,5 мм, не перекрывает ли манжета компенсационное отверстие, что совершенно недопустимо.
При сборке рабочего цилиндра убедитесь, что пружина уверенно перемещает поршень в цилиндре до упора в стопорное кольцо. Установку гидропривода на автомобиль производите в порядке, обратном снятию.
Прокачка гидропривода сцепления УАЗ-Патриот
Заполните гидропривод сцепления УАЗ-Патриот жидкостью и прокачайте его для удаления воздуха в следующем порядке:
- поднимите капот автомобиля и отверните крышку бачка главного цилиндра;
- заполните бачок главного цилиндра рабочей жидкостью до нормального уровня (на 1 5 — 2 0 мм ниже верхней кромки бачка);
- снимите защитный колпачок с головки перепускного клапана рабочего цилиндра и наденьте на головку резиновый шланг;
- погрузите свободный конец шланга в сосуд емкостью не менее 0,5 л, заполненный на половину высоты рабочей жидкостью;
- создайте в системе давление, резко нажав 4 — 5 раз с интервалом 1 – 2 секунды на педаль сцепления;
- удерживая педаль, отверните на 1/2 — 3/4 оборота перепускной клапан, следя за тем, чтобы свободный конец шланга оставался погруженным в жидкость. Жидкость с пузырьками воздуха будет выходить в сосуд;
- после того как истечение жидкости в сосуд прекратится, заверните перепускной клапан до отказа при нажатой педали сцепления; — проверьте наличие жидкости в бачке главного цилиндра сцепления УАЗ-Патриот. Не допускайте во время прокачки обнажения дна в бачке, в противном случае в систему снова попадет воздух;
- повторяйте указанные выше операции до тех пор, пока из шланга не прекратится истечение жидкости с воздухом; — снимите с головки перепускного клапана шланг и наденьте защитный колпачок;
- долейте жидкость в бачок до нормы.
Нельзя доливать в бачок жидкость, выпущенную при прокачке, так как в ней содержится воздух. Эту жидкость можно использовать только после ее отстаивания в течение суток и фильтрации.