Рулевое управление автомобиля УАЗ-3962, УАЗ-3741 состоит из рулевого механизма типа червяк-ролик с рулевым колесом (рис. 14) и рулевого привода (рис. 16).
- Рулевой механизм УАЗ-3962, УАЗ-3741
- Рулевой привод УАЗ-3962, УАЗ-3741
- Рулевой механизм УАЗ-3741, УАЗ-3962 с гидроусилителем ГУР
- Снятие рулевого механизма УАЗ-3962, УАЗ-3741
- Разборка рулевого механизма УАЗ-3962, УАЗ-3741 типа червяк-ролик
- Сборка рулевого механизма УАЗ-3962, УАЗ-3741 типа червяк-ролик
- Снятие и разборка поперечной рулевой тяги УАЗ-3962, УАЗ-3741
- Регулировка рулевого механизма УАЗ-3962, УАЗ-3741 с гидроусилителем
Рулевой механизм УАЗ-3962, УАЗ-3741
Рис.14.
- а-рулевая колонка с карданным шарниром;
- 1-сошка;
- 2-картер;
- 3-нижняя крышка;
- 4-регулировочные прокладки подшипников червяка;
- 5-ролик; 6-червяк;
- 7,8,29-подшипники;
- 9-пробковое уплотнение;
- 10-пробка наливного отверстия;
- 11-прокладка;
- 12-боковая крышка картера;
- 13-штифт;
- 14-стопорная шайба;
- 15,35-втулки;
- 16-вал сошки;
- 17-манжета;
- 18-шайба;
- 19-гайка;
- 20-рулевое колесо;
- 21-колонка;
- 22- рулевой вал;
- 23-подшипник вала сошки;
- 24- регулировочный винт зазора в зацеплении;
- 25-колпачковая гайка;
- 26-ось ролика;
- 27-сальник;
- 28-провод звукового сигнала;
- 30,39-пласт-массовые втулки;
- 31-винт;
- 32-распорная втулка;
- 33-защитная шайба;
- 34-шарнир;
- 36-стопорное кольцо;
- 37-пружина;
- 38-контактная втулка.
Рулевой привод УАЗ-3962, УАЗ-3741
Рис. 16
- 1- продольная рулевая тяга;
- 2- рычаг продольной рулевой тяга;
- 3,6-рычаги рулевой трапеции;
- 4,7- наконечники поперечной рулевой тяги;
- 5- поперечная рулевая тяга.
Рулевой механизм УАЗ-3741, УАЗ-3962 с гидроусилителем ГУР
Рис. 15.
- 1-гайка;
- 2,5,6,19,21,22,35,39-уплотнительные кольца;
- 3-стакан;
- 4,10-упорные подшипники;
- 7-поршень-рейка;
- 8-винт;
- 9-картер;
- 11-штуцер нагнетательного шланга;
- 12-штуцер сливного шланга;
- 13-гильза;
- 14-манжета;
- 15-торсион;
- 16,38-штифты;
- 17-шариковод;
- 18-шарики;
- 20-канал в картере;
- 23-сошка;
- 24-гайка сошки;
- 25-крышка защитная нижняя;
- 26-стопорные кольца;
- 27-регулировочные шайбы;
- 28-опоры вала сошки;
- 29-ролики;
- 30-вал сошки;
- 31-крышка защитная верхняя;
- 32-ротор;
- 33-защитный колпак;
- 34-корпус распределителя;
- 36-канал в корпусе распределителя;
- 37-болты крепления корпуса распределителя к картеру.
Снятие рулевого механизма УАЗ-3962, УАЗ-3741
Снятие рулевого механизма УАЗ-3741, УАЗ-3962 производите в следующем порядке:
- Снимите переключатель указателей поворота.
- Отсоедините провод сигнала.
- Снимите кнопку сигнала и контактные детали.
- Отверните на 2-3 оборота гайку крепления рулевого колеса и, пользуясь съемником, ослабьте крепление рулевого колеса на конусе рулевого вала.
- Отверните гайку крепления рулевого колеса и снимите рулевое колесо. На автомобилях УАЗ-3962, УАЗ-3741 с рулевой колонкой с карданным шарниром (см. рис.14а) снятие рулевого механизма возможно без снятия рулевой колонки.
Разборка рулевого механизма УАЗ-3962, УАЗ-3741 типа червяк-ролик
Разборку рулевого механизма УАЗ-3741, УАЗ-3962 типа червяк-ролик производите в следующем порядке:
- Отверните гайку и снимите стопорную шайбу с регулировочного винта.
- Отверните болты крепления боковой крышки картера.
- Легкими ударами медной или алюминиевой выколотки по торцу вала сошки, выньте вал сошки вместе с роликом и крышкой и осторожно снимите прокладку.
- Ввертыванием регулировочного винта в боковую крышку картера снимите боковую крышку и регулировочный винт с вала сошки.
- Отверните болты крепления нижней крышки картера и снимите крышку вместе с прокладками, наружное кольцо нижнего подшипника и сепаратор с роликами.
- Выньте то картера вал с червяком в сборе и сепаратор с роликами верхнего подшипника.
- Наружное кольцо верхнего подшипника, манжету вала рулевого механизма, манжету вала сошки и втулку вала сошки выпрессовывайте из картера рулевого механизма только в случае их замены.
Сборка рулевого механизма УАЗ-3962, УАЗ-3741 типа червяк-ролик
Сборку рулевого механизма УАЗ-3741, УАЗ-3962 типа червяк-ролик производите в порядке, обратном разборке, с учетом следующего:
- В случае замены червяка при напрессовке его на вал необходимо, чтобы высокий шлиц червяка совпал со шпоночным пазом вала. Несовпадение торца вала с торцом выточки на червяке не должно превышать 0,25 мм.
- Ролик вала рулевой сошки УАЗ-3962, УАЗ-3741 должен свободно проворачиваться от руки. Цилиндрическую часть вала сошки и ролик при установке в картер смажьте жидкой смазкой. Цилиндрический и конические подшипники, наружные поверхности червяка и сальники смажьте смазкой.
- Произведите затяжку подшипников червяка и регулировку зацепления ролика с червяком.
- Биение шейки вала под шариковый подшипник рулевой колонки на собранном рулевом управлении не должно быть более 3 мм. При проверке вал в сборе с червяком должен легко проворачиваться в подшипниках червяка.
- При установке рулевого механизма УАЗ-3962, УАЗ-3741 затяните сначала болты крепления картера к лонжерону рамы, а затем закрепите колонку. При этом предварительно подберите необходимое количество регулировочных прокладок, устанавливаемых между резиновой втулкой и кронштейном крепления колонки, для исключения изгиба вала.
Снятие и разборка поперечной рулевой тяги УАЗ-3962, УАЗ-3741
Снятие и разборку поперечной рулевой тяги УАЗ-3962, УАЗ-3741 производите в следующем порядке:
- Расшплинтуйте гайки крепления пальцев рулевой трапеции.
- Отверните гайки и выпрессуйте приспособлением пальцы из рычагов.
- Снимите с пальцев пружинные колпаки, резиновые защитные кольца и сферические шайбы.
- Закрепите рулевую тягу УАЗ-3741, УАЗ-3962 в тисках, отверните стопорные гайки и выверните наконечники и регулировочный штуцер.
- Отверните резьбовую заглушку наконечника и выньте пружину, пяту, палец и сухарь. Сборку рулевой тяги УАЗ-3962, УАЗ-3741 производите в обратном порядке. Палец заменяйте в комплекте с сухарем.
Заменять только палец не рекомендуется, так как сфера сухаря изнашивается неравномерно и при замене одного пальца не удается добиться хорошего сопряжения сфер пальца и сухаря. Перед сборкой смажьте детали шарнира рулевой тяги согласно указаниям таблицы смазывания.
При установке резьбовой заглушки завершив ее до упора, а затем отверните на 1/2 оборота и в этом положении закерните. Снятие, разборка и сборка тяги сошки УАЗ-3962, УАЗ-3741 производится аналогично.
Регулировка рулевого механизма УАЗ-3962, УАЗ-3741 с гидроусилителем
Для выполнения регулировки рулевого механизма с ГУР УАЗ-3962, УАЗ-3741 нужно:
- Отсоедините нагнетательный и сливной шланги от рулевого механизма и закрепите шланги таким образом, чтобы предотвратить полное вытекание масла из гидросистемы.
- Отверните гайку и выньте клиновой винт из вилки шарнира, снимите вилку шарнира с механизма.
- Отсоедините тягу сошки от рулевой сошки.
- Отверните болты крепления и снимите рулевой механизм.
Регулировку рулевого механизма с гидроусилителем УАЗ-3962, УАЗ-3741 выполняйте в следующей последовательности:
- Закрепите рулевой механизм в тисках так, чтобы нагнетательное и сливное отверстия были внизу. Поворачивая вручную входной вал рулевого механизма, слейте масло из механизма.
- Слегка нажимая рукой на входной вал вдоль его оси, покачайте рулевую сошку УАЗ-3962, УАЗ-3741.
Если при этом ощущается осевое перемещение входного вала, выполните регулировку натяга подшипников винта. Для этого:
- с помощью бородка и молотка осторожно, не применяя чрезмерно сильных ударов, выправьте буртик стакана 3 (рис. 15), закрепленного в пазы стенки картера 9;
- поворачивая стакан 3 по часовой стрелке, устраните люфт;
- проверьте момент проворачивания входного вала, который должен быть не более 3 Нм (0,3 кг/см). Момент замерять на протяжении не более одного оборота входного вала от любого крайнего положения;
- закерните край стакана в пазы стенки картера.
Если осевое перемещение ротора не ощущается или устранено, а в среднем положении вала рулевой сошки УАЗ-3962, УАЗ-3741 при покачивании за сошку ощущается зазор, выполните регулировку зубчатого зацепления. Для этого:
- отверните гайку 24 и снимите сошку 23;
- снимите верхнюю 31 и нижнюю 25 защитные крышки;
- снимите стопорные кольца 26 и регулировочные шайбы 27;
- выпрямите регулировочные шайбы;
- поворачивая одновременно опоры 28 вала сошки против часовой стрелки (если смотреть со стороны шлицевого конца вала сошки), устраните зазор в зацеплении. Регулировку рулевого механизма с ГУР УАЗ-3962, УАЗ-3741 производите в положении вала рулевой сошки, соответствующем среднему положению зубчатого сектора;
- проверьте момент проворачивания вала сошки, который должен быть в пределах 35-45 Нм (3,5-4,5 кг/см) при переходе вала сошки через среднее положение. Если после регулировки натяга подшипников и зазора в зубчатом зацеплении люфт устранить не удается, значит люфт вызван износом шарико-винтовой передачи. В этом случае рулевой механизм с гидроусилителем подлежит ремонту;
- установите регулировочные шайбы, загните один из усов в обеих регулировочных шайбах в паз опоры вала сошки и установите стопорные кольца.
- Установите рулевой механизм, установите сошку УАЗ-3962, УАЗ-3741 и заверните от руки гайку сошки.
- Присоедините вилку карданного вала, нагнетательный и сливной шланги, не допуская их скручивания и резких перегибов, залейте масло в гидросистему.
- Присоедините тягу сошки, затяните и зашплинтуйте гайку шарового пальца, затяните гайку сошки.