Техническое состояние двигателя ЗМЗ-409 автомобиля УАЗ Патриот определяется расходом топлива, мощностью двигателя, давлением и расходом масла, компрессией в цилиндрах, шумом работы двигателя и дымностью выхлопа.
Контрольный расход топлива замеряйте на автомобиле (после пробега не менее 9000 км), движущемся на высшей передаче с полной нагрузкой по сухой ровной асфальтированной или бетонной дороге. Передний мост и колеса должны быть при этом отключены.
- Перед разборкой двигателя
- Зазоры в основных деталей двигателя УАЗ
- Снятие и установка двигателя УАЗ Патриот
- Разборка двигателя УАЗ Патриот
- Разборка механизмов двигателя УАЗ Патриот
- Снятие передней крышки головки цилиндров УАЗ Патриот
- Привод распределительных валов
- Снятие масляного картера и масляного насоса
- Снятие масляного фильтра
- Кривошипно-шатунный механизм двигателя УАЗ Патриот
Перед разборкой двигателя
Перед этим проверьте и при необходимости отрегулируйте давление воздуха в шинах, схождение передних колес, полноту растормаживания тормозных механизмов. Износ протектора шин должен быть не более 50%. Замер проводите на участке дороги длиной 3 — 5 км в двух противоположных направлениях.
Перед заездом прогрейте двигатель и агрегаты шасси пробегом автомобиля 10 — 15 км. В зимний период контрольный расход топлива может увеличиться не более чем на 10%.
Мощностные качества двигателя определяются по разгону и наибольшей скорости автомобиля. Давление масла в смазочной системе двигателя УАЗ Патриот проверяйте контрольным манометром с ценой деления не более 49 кПа (0,5 кгс/см2), который подсоединяется с помощью гибкого шланга вместо датчика давления масла. Компрессию в цилиндрах проверяйте компресс метром на прогретом двигателе.
Для этого выверните свечи зажигания, кроме этого отсоедините управляющие провода (колодку) от катушек зажигания, вставьте резиновый конусный наконечник компрессометра в отверстие для свечи и стартером проверните коленчатый вал при полностью открытой дроссельной заслонке. Давление в цилиндрах должно быть не менее 660 кПа (6,65 кгс/см2).
Разница давлений в цилиндрах не должна превышать 98 кПа (1 кгс/см2). Равномерно пониженная компрессия во всех цилиндрах свидетельствует, как правило, о значительном износе цилиндров и поршневых колец.
Понижение компрессии в отдельных цилиндрах может произойти в результате «зависания» или прогорания клапанов, пригорания или поломки поршневых колец, повреждения прокладки головки цилиндров или нарушения регулировки зазоров в клапанном механизме.
Если при заливке 25 — 30 см³ чистого масла в цилиндр двигателя УАЗ Патриот с пониженной компрессией давление в нем повысится, то это свидетельствует о поломке поршневых колец или их закоксовывании в канавках поршня.
Если же при этом компрессия не увеличивается, то причину неисправности необходимо искать в негерметичности, зависании и обгорании клапанов или в повреждении прокладки головки цилиндров. Понижение компрессии в двух соседних цилиндрах указывает на повреждение прокладки головки блока цилиндров.
Стуки и шумы двигателя прослушивайте стетоскопом на прогретом двигателе при различной частоте вращения коленчатого вала. Прослушивание начните с распределительного механизма на малой и средней частоте вращения коленчатого вала: клапанов при 550 — 1000 мин толкателей при 1000 — 1500 мин.
Стуки клапанов ясно прослушиваются со стороны головки, над местами расположения клапанов; стуки шеек распределительных валов — со стороны расположения валов, на уровне оси распределительных валов.
Кривошипно-шатунный механизм (поршни и коренные подшипники) прослушивайте при резком изменении частоты вращения коленвала двигателя УАЗ Патриот в пределах 500 — 2500 мин1. Наиболее ясно стуки поршней и поршневых пальцев прослушиваются на стенках рубашки охлаждения против соответствующих цилиндров.
Стуки коренных подшипников — глухие, а стуки шатунных подшипников и поршневых пальцев — более резкие и звонкие. Стуки поршней — резкие, дребезжащие. Они могут прослушиваться на всех режимах работы двигателя. Повышенный стук гидротолкателей клапанов, а также незначительный стук поршней на непрогретом двигателе не являются признаками неисправности двигателя.
Допустим также незначительный шум высокого тона от работы шестерен масляного насоса. Необходимость в ремонте двигателя наступает после пробега 200-250 тыс. км в зависимости от условий эксплуатации.
К этому пробегу зазоры достигают величин, вызывающих падение мощности, уменьшение давления масла в масляной магистрали, резкое увеличение расхода масла, чрезмерное дымление двигателя, повышенный расход топлива, возможно появление стуков.
Зазоры в основных деталей двигателя УАЗ
Ориентировочно зазоры в сопряжении основных деталей двигателя УАЗ Патриот вследствие износа не должны превышать следующих величин в мм:
- юбка поршня — цилиндр блока — 0,25.
- поршневое кольцо — канавка в поршне (по высоте) — 0,15.
- поршень — поршневой палец — 0,015.
- замок поршневого кольца — 2,5.
- верхняя головка шатуна — поршневой палец — 0,03.
- шатунные и коренные подшипники — шейки коленвала — 0,15.
- стержень клапана — втулка — 0,20.
- шейки распредвалов — опоры в головке цилиндров — 0,20.
- осевой люфт коленчатого вала — 0,36.
Для ремонтных целей предусмотрен выпуск поршней, поршневых колец, вкладышей шатунных и коренных подшипников коленчатого вала, направляющих втулок впускных и выпускных клапанов и ряда других деталей ремонтного размера.
Снятие и установка двигателя УАЗ Патриот
Снятие двигателя УАЗ Патриот производите в следующем порядке:
- Установите автомобиль на смотровую яму.
- Отключите и снимите аккумуляторную батарею. Снимите капот.
- Слейте жидкость из системы охлаждения и масло из картера двигателя.
- Снимите воздушный фильтр с датчиком массового расхода воздуха и резиновыми патрубками.
- Демонтируйте адсорбер топливных испарений.
- Снимите брызговики двигателя. Отсоедините шину «массы», соединяющую двигатель с кузовом.
- Отсоедините от двигателя УАЗ Патриот шланги системы охлаждения, отопителя, системы вентиляции картера, масляного радиатора, питания, улавливания топливных испарений и вакуумного усилителя тормозной системы.
- Отсоедините вентилятор с муфтой привода и положите их в кожух вентилятора. Снимите верхний щиток радиатора.
- Отсоедините от электровентилятора системы охлаждения жгут проводов, отверните крепления радиатора и снимите его в сборе с электровентилятором. — Снимите ремень привода насоса гидроусилителя рулевого управления, отсоедините насос от кронштейна и отведите его в сторону.
- Отсоедините тягу привода дроссельной заслонки. Отсоедините от двигателя все электропровода.
- Установите чалку на транспортные скобы двигателя.
- Приподняв двигатель подъемником, отсоедините правую опору от рамы, а левую, вместе с кронштейном, от блока. Отсоедините коробку передач от двигателя.
- Отведите двигатель от коробки передач до выхода первичного вала из нажимного диска.
- Поднимите двигатель и снимите его с автомобиля, при этом коробка передач с раздаточной коробкой останутся на раме автомобиля.
- Установку двигателя на автомобиль производите в обратной последовательности.
Разборка двигателя УАЗ Патриот
Перед разборкой тщательно очистите двигатель от грязи и масла. При индивидуальном методе ремонта двигателя УАЗ Патриот детали, пригодные к дальнейшей работе, устанавливайте на прежние места, где они приработались.
Для обеспечения этого поршни, поршневые кольца, шатуны, поршневые пальцы, вкладыши, клапаны, штанги, коромысла и толкатели при снятии маркируйте любым способом, не вызывающим порчи (кернением, записыванием, краской, прикреплением бирок и т.п.).
При любом виде ремонта нельзя разукомплектовывать крышки шатунов с шатунами, переставлять крышки коренных подшипников с одного двигателя на другой или менять местами крышки средних коренных подшипников в одном блоке, менять местами крышки распределительных валов в головке цилиндров, так как эти детали обрабатываются совместно.
После разборки двигателя детали тщательно обезжирьте, очистите or нагара и смолистых отложений. Удаление нагара с поршней, впускных клапанов и камер сгорания производите механическим или химическим способом.
Перед тем как приступить к разборке основных механизмов двигателя, необходимо снять навесное оборудование: стартер, ремни привода агрегатов, генератор, датчики.
Разборка механизмов двигателя УАЗ Патриот
- отсоедините шланги подогрева дросселя; отсоедините шланги вентиляции картера;
- снимите регулятор холостого хода; снимите ресивер;
- демонтируйте впускную трубу; снимите выпускной коллектор;
- отсоедините провода высокого напряжения с наконечниками от свечей;
- выверните свечи; снимите крышку клапанов с катушками зажигания;
- удалите переднюю крышку головки цилиндров (рис. 25);
- снимите верхний 5 (рис. 26) и средний 7 успокоители цепи;
- демонтируйте крышку верхнего гидронатяжителя цепи и гидронатяжитель;
- отверните болт крепления звездочки 17 (см. рис. 26) распределительного вала впускных клапанов, удерживая ключом распределительный вал от проворачивания, и снимите звездочку;
- снимите крышки 1 и 19 распределительных валов, проверив правильность меток на них;
- снимите цепь ГРМ со звездочки 4 распределительного вала выпускных клапанов и выньте распределительные валы; — ослабьте хомуты шланга корпуса термостата; снимите термостат с корпусом;
- отсоедините скобу крепления трубки отопителя, снимите шкив насоса системы охлаждения;
- отверните болты крепления головки цилиндров УАЗ Патриот;
- снимите головку цилиндров. Если нет необходимости в разборке и ремонте термостата, ресивера, впускной трубы, выпускного коллектора и головки цилиндров, головка цилиндров может быть снята в сборе с этими узлами;
- с помощью присоски выньте гидротолкатели из головки;
- снимите усилитель картера сцепления;
- демонтируйте масляный картер и масляный насос (рис.4.28);
- отверните, при необходимости, масляный фильтр (рис. 29);
- снимите крышки 23 (рис. 30) шатунов вместе с вкладышами 9;
- выньте поршни 3 в сборе с шатунами 7. Перед разборкой шатунно-поршневой группы проверьте правильность меток на шатунах и их крышках, а также их соответствие порядковым номерам цилиндров;
- отверните храповик 17 и снимите шкив 14 коленвала УАЗ Патриот в сборе со ступицей;
- снимите крышку нижнего гидронатяжителя цепи и гидронатяжитель;
- демонтируйте насос системы охлаждения; сомите натяжной ролик;
- снимите крышку цепи. Если нет необходимости в разборке и ремонте натяжного ролика и насоса системы охлаждения, крышка цепи может быть снята в сборе с этими узлами;
- расконтрите болты крепления звездочек 8 и 9 (см. рис. 26) промежуточного вала, снимите звездочки, цепи и, при необходимости, рычаги натяжных устройств со звездочками;
- отверните болты фланца промежуточного вала;
- уберите крышку привода масляного насоса и выньте шестигранный валик и привод масляного насоса;
- отверните гайку и снимите с промежуточного вала шестерню привода масляного насоса;
- выньте промежуточный вал;
- снимите сцепление и маховик;
- снимите задний сальникодержатель;
- отверните болты крепления крышек коренных подшипников коленчатого вала;
- снимите крышки коренных подшипников коленчатого вала вместе с вкладышами — выньте коленчатый вал в сборе со звездочкой; снимите звездочку с коленчатого вала.
Снятие передней крышки головки цилиндров УАЗ Патриот
Рис. 25. Снятие передней крышки головки цилиндров УАЗ Патриот
- 1 -крышка передняя;
- 2 -прокладка;
- 3 -болт.
Привод распределительных валов
Рис. 26. Привод распределительных валов
- 1 -крышка распределительных валов;
- 2 –фланец упорный распределительного вала;
- 3 -распределительный вал выпускных клапанов;
- 4 -звездочка распредвала выпускных клапанов;
- 5 -успокоитель цепи верхний;
- 6 -цепь верхняя;
- 7 -успокоитель цепи средний;
- 8 — звездочка промежуточного вала ведущая;
- 9 -звездочка промежуточного вала ведомая;
- 10 -успокоитель цепи нижний;
- 11 -звездочка коленчатого вала;
- 12 -цепь нижняя;
- 13 -рычаг натяжного устройства нижней цепи;
- 14 -вал промежуточный;
- 15 -опора болта крепления рычага натяжного устройства;
- 16 -рычаг натяжного устройства верхней цепи;
- 17 — звездочка распределительного вала впускных клапанов;
- 18 -распредвал впускных клапанов;
- 19 -крышки распределительных валов (8 шт.).
Снятие масляного картера и масляного насоса
Рис. 28. Снятие масляного картера и масляного насоса
- 1 -прокладка;
- 2 -картер масляный;
- 3 -насос масляный;
- 4 -болт крепления масляного насоса к блоку цилиндров;
- 5 -болт крепления масляного картера;
- 6 -гайка крепления масляного картера;
- 7 -болт крепления масляного насоса;
- 8 -держатель масляного насоса;
- 9 -болт крепления держателя масляного насоса.
Снятие масляного фильтра
Рис. 29. Снятие масляного фильтра
- 1 -фильтр масляный;
- 2 -штуцер масляного фильтра.
Кривошипно-шатунный механизм двигателя УАЗ Патриот
Рис. 30. Кривошипно-шатунный механизм двигателя УАЗ Патриот
- 1 -кольца компрессионные;
- 2 -кольцо маслосъемное;
- 3 -поршень;
- 4 -палец поршневой;
- 5 -кольцо стопорное;
- 6 -втулка верхней головки шатуна;
- 7 -шатун;
- 8 -болт шатуна;
- 9 -вкладыши шатуна;
- 10 -полушайба верхняя;
- 11 -вкладыш верхний коренных подшипников коленчатого вала;
- 12 -вал коленчатый;
- 13 -шпонка;
- 14 -шкив;
- 15 -шпонка;
- 16 -шайба;
- 17 -храповик (или стяжной болт);
- 18 -болт крепления шкива;
- 19 -ступица шкива;
- 20 -пробка уплотнительная;
- 21 -звездочка;
- 22 -гайка болта шатуна;
- 23 -крышка шатуна;
- 24 -болт крышек коренных подшипников;
- 25 -полушайба нижняя;
- 26 — крышка коренных подшипников;
- 27 -сальникодержатель;
- 28 — прокладка;
- 29 -втулка распорная;
- 30 — сальник;
- 31-подшипник;
- 32 -маховик;
- 33 -болт крепления маховика;
- 34 -шайба болтов маховика.