На двигателе ЗМЗ-51432 УАЗ-Патриот установлено электрооборудование постоянного тока. Номинальное напряжение — 12 В. Приборы электрооборудования подсоединены по однопроводной схеме. С «массой» двигателя соединены все клеммы «–» (минус) приборов и агрегатов электрооборудования.
Стартер с редуктором, дистанционным электромагнитным включением. Генераторы с номинальным напряжением 14 В и максимальной ток отдачей в нагретом состоянии не менее 80А, 90А или 120А с выводами фазы и дополнительных диодов.
Ремонт электрооборудования производится на специализированных СТО.
Генератор
Генератор переменного тока с электромагнитным возбуждением со встроенным регулятором напряжения и выпрямительным блоком. Генератор предназначен для работы в качестве источника электрической энергии параллельно с аккумуляторной батареей в системе электрооборудования автомобиля УАЗ-Патриот.
Технические данные
- Направление вращения (со стороны шкива) — правое
- Номинальное напряжение, В — 14
- Максимальный ток, А:
- 5122.3771000-30 ….120
- 5122.3771000…………………………………………………………………..80
- 3212.3771000-10……………………………………………………………….90
Ток отдачи, при напряжении 13 В, температуре окружающей среды 25 ±10 ºС при длительном режиме работы и частоте вращения ротора генератора, мин –1
При эксплуатации генератора недопустимо проверять работоспособность генератора замыканием его выводов на «массу» и между собой, а также попадание на генератор электролита, антифриза и т.д.
Необходимо при эксплуатации следить
- за состоянием электропроводки, особенно за чистотой и надежностью соединений контактов проводов, подходящих к генератору (при плохих контактах бортовое напряжение может выйти за допустимые пределы);
- за правильным натяжением ремня привода агрегатов (слабо натянутый ремень не обеспечивает эффективную работу генератора, а натянутый слишком сильно приводит к разрушению его подшипников).
Работоспособность генератора контролируют по сигнализатору неисправности генератора (контроль заряда аккумуляторной батареи) и указателя напряжения, расположенным на комбинации приборов.
При нормально работающем генераторе сигнализатор не горит, а стрелка указателя напряжения находится в зеленой зоне шкалы. В случае неисправности работоспособность генератора проверить на стенде. При ТО-2 необходимо очистить генератор от грязи, проверить надежность его крепления к двигателю и соединения проводов с выводами генератора.
Стартер
Стартер постоянного тока с возбуждением от постоянных магнитов, со встроенным планетарным редуктором, установлен с правой стороны двигателя ЗМЗ-51432 УАЗ-Патриот.
Стартер состоит из электродвигателя постоянного тока, планетарного редуктора, привода с муфтой свободного хода роликового типа, электромагнитного тягового реле.
Основные технические характеристики
Номинальное напряжение, В — 12 Максимальная мощность, кВт — 1,9/2,0 (Iskra/BOSCH) При ТО-2 проверить чистоту и надежность соединений, очистить от грязи, проверить надежность крепления стартера к двигателю.
Система управления двигателем ЗМЗ-51432 УАЗ-Патриот
Система управления двигателем ЗМЗ-51432 включает в себя:
- электронный блок управления двигателем ЭБУ (модель EDC16C39-6.Н1);
- датчики;
- исполнительные механизмы систем двигателя.
Система управления двигателем УАЗ-Патриот включает следующие датчики:
- положения коленчатого вала (оборотов двигателя);
- положения распределительного вала (фазы);
- положения педали акселератора;
- массового расхода воздуха с интегрированным датчиком температуры воздуха;
- температуры охлаждающей жидкости;
- температуры топлива;
- положения педали тормоза;
- положения педали сцепления;
- наличия воды в фильтре тонкой очисти топлива (ФТОТ);
- скорости автомобиля;
- давления топлива в топливной рампе (аккумуляторе).
Исполнительными механизмами являются
- топливные форсунки;
- дроссельная заслонка с электроприводом;
- электромагнитный регулятор разрежения используемый в системе рециркуляции отработавших газов;
- реле свечей накаливания;
- реле подогревателя топлива ФТОТ;
- реле вентиляторов системы охлаждения двигателя (для УАЗ-31638 Патриот, УАЗ-23638 Пикап, УАЗ-23608 Карго);
- реле муфты компрессора кондиционера (если устанавливается);
- дозирующий электромагнитный клапан.
Электронный блок управления EDC 16C39-6.Н1 (0 281 018 675)
Электронный блок управления двигателем вырабатывает сигналы управления на основе данных, полученных от датчиков системы, контролирующих состояние двигателя, и программного обеспечения, заложенного в его памяти.
ЭБУ устанавливается в моторном отсеке у автомобилей УАЗ-31638 Патриот, УАЗ-23638 Пикап, УАЗ-23608 Карго (рис. 77) или в салоне у автомобилей УАЗ-315148 Хантер.
Рис. 85. Расположение ЭБУ в моторном отсеке автомобилей УАЗ-31638 Патриот, УАЗ-23638 Пикап, УАЗ-23608 Карго
Рис. 86. Внешний вид ЭБУ ЗМЗ-51432 модели EDC16C39-6.Н1
«А» 60-контактный электрический соединитель – для компонентов на двигателе; «К» 94- контактный электрический соединитель – для компонентов на автомобиле.
При установке на автомобиль нового ЭБУ ЗМЗ-51432 в нем необходимо активизировать программу, соответствующую модели автомобиля (УАЗ-315148 Хантер, УАЗ-31638 Патриот без кондиционера, УАЗ-31638 Патриот с кондиционером).
Методика записи признака калибровок
На все автомобили Евро-4 с дизельным двигателем ЗМЗ-51432.10 (Common-Rail): УАЗ-31638, УАЗ-23608, УАЗ-23638 и УАЗ-315148 устанавливается одно исполнение контроллера EDC16C39-6.H1 31638-3763010 (0 281 006 291 BOSCH).
Версия программного обеспечения контроллера, начиная с «C45281A»/код «1037523313», включает одновременно все три калибровки управления двигателем в зависимости от комплектации автомобиля, которые маркируются признаками:
«0» — U31514E4K300P02– для УАЗ-315148 без иммобилайзера (ИММО); «1» — U31638E4K311P02– для УАЗ-31638, УАЗ-23608, УАЗ-23638 с ИММО, без кондиционера; «2» — U31638E4K313P02 – для УАЗ-31638, УАЗ-23608, УАЗ-23638 с ИММО и кондиционером. Для контроллера, поступающего в запчасти, по умолчанию записан признак «0».
Таким образом, для изменения признака калибровок:
- при замене контроллера новым из запасных частей;
- при изменении функционального назначения контроллера, например, для диагностики, или для эксплуатации его в составе другой модели автомобиля; необходимо воспользоваться программным модулем USB_D.exe (версии 3.02 и выше) для персонального компьютера при технической поддержке приборов: адаптера АПМ-3 или сканера тестера СТМ-6.
Методика записи
- 1. Снять клемму «Плюс» аккумулятора и подключить контроллер к автомобильному жгуту проводов. Подключить прибор АПМ-3/СТМ-6 к компьютеру и диагностическому соединителю. Подсоединить аккумулятор к бортовой сети.
- 2. Включить зажигание. Запустить программу USB_D.exe.
- 3. Выбрать контроллер «EDC16 (ЗМЗ-5143.10)», для открытия диагностической сессии нажать (левой кнопкой мыши) кнопку «Пуск (F7)» — при горении зеленого индикатора связь с контроллером установлена.
- 4. Выбрать мышью операцию «Коды/Паспорт»; активировать процедуру «Паспорт», щелкнув мышью на нижнем поле «Паспорт». Сверить признак калибровок (7-я строка сверху).
- 5. Для замены признака калибровок нажать кнопку «Управление (F9)»; клавишей «Стрелка вниз» выбрать требуемый признак: «0», или «1» или «2», нажать кнопку «Зп. Вариантов» (запись вариантов), закрыть процедуру.
- 6. Закрыть диагностическую сессию, для чего нажать кнопку «Пуск (F7)» — при горении красного индикатора связь с контроллером прервана. Выключить зажигание. Совершенно недопустимо снимать клемму «Плюс» после совершения записи данных в блок управления. Необходимо выключить замок зажигания и дождаться выключения реле питания системы управления, поскольку запись в долговременную память признака калибровок и других параметров происходят именно в момент выключения замка зажигания, до выключения главного реле.
- 7. Включить зажигание и выдержать паузу 5 секунд – для инициализации контроллера. Для открытия диагностической сессии нажать кнопку «Пуск (F7)» — при горении зеленого индикатора связь с контроллером установлена.
- 8. Выбрать мышью операцию «Коды/Паспорт», активировать процедуру «Паспорт», щелкнув мышью на нижнем поле «Паспорт». Сверить считанный признак калибровок (7-я строка сверху) с требуемым значением.
- 9. Если перезапись признака калибровок произошла, остановить диагностический обмен и закрыть программу USB_D.exe. Если остался прежний признак калибровок, то повторить п.п. 3-8.